Погода
|
Муниципальной целевой программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры ЗАТО Михайловский Саратовской области на период с 2013 г. до 2022 г.
Часть II О Б О С Н О В Ы В АЮ Щ И Е М А Т Е Р И А Л Ы Часть II
Оглавление О Б О С Н О В Ы В АЮ Щ И Е М А Т Е Р И А Л Ы... 1 6. Модернизация системы электроснабжения ЗАТО Михайловский. 4 6.1. Перспективные электрические нагрузки и потребление электроэнергии в поселении. 4 6.2. Мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы электроснабжения. 4 7. Модернизация системы теплоснабжения ЗАТО Михайловский. 4 7.1. Характеристика системы теплоснабжения муниципального образования. 5 7.1.1. Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения. 5 7.1.2. Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей. 6 7.1.3. Перспективные балансы теплоносителя. 6 7.1.4. Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии. 7 7.1.5. Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей. 8 7.1.6. Перспективные топливные балансы.. 9 7.1.7. Модернизация системы теплоснабжения. 10 7.1.8. Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций) 10 7.1.9. Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии. 10 7.1.10. Решения по бесхозяйным тепловым сетям.. 11 8. Реконструкция системы водоснабжения ЗАТО Михайловский. 11 8.1. Характеристика системы водоснабжения муниципального образования. 11 8.2. Балансы производительности сооружений системы водоснабжения и потребления воды в зонах действия источников водоснабжения. 18 8.3. Перспективное потребление коммунальных ресурсов в сфере водоснабжения. 19 8.4. Мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов систем водоснабжения 20 8.5. Мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации линейных объектов систем водоснабжения. 20 9. Реконструкция системы водоотведения ЗАТО Михайловский. 22 9.1. Характеристика системы водоотведения ЗАТО Михайловский. 22 9.2. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов систем водоотведения. 24 10. Модернизация системы газоснабжения ЗАТО Михайловский. 25 11. Проекты развития объектов, используемых для захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов 25 12. Общая программа проектов. 32 13. Финансовые потребности для реализации программы.. 34 13.1. Совокупная потребность в капитальных вложениях для реализации всей программы инвестиционных проектов. 34 13.2. Предварительный расчет окупаемости проектов за счет получаемых эффектов. 40 14. Организация реализации проектов. 41 15. Программы инвестиционных проектов, тариф и плата (тариф) за подключение (присоединение) 41 15.1. Программы инвестиционных проектов. 41 15.2. Обоснование источников финансирования. 44 15.2.1. Плата (тарифы) за присоединение (подключение) к объектам коммунальной инфраструктуры 44 15.2.2. Собственные средства организаций коммунального комплекса. 44 15.2.2.1. Амортизационные отчисления. 44 15.2.2.3. Прибыль предприятий коммунального комплекса. 45 15.2.3. Денежные средства бюджетов разных уровней. 47 16. Прогноз расходов населения на коммунальные ресурсы, расходов бюджета на социальную поддержку и субсидии, проверка доступности тарифов на коммунальные услуги. 48 17. Модель для расчета программы.. 61
6. Модернизация системы электроснабжения ЗАТО Михайловский
Модернизация системы электроснабжения:
Данные цели решаются путем реализации следующих задач:
6.1. Перспективные электрические нагрузки и потребление электроэнергии в поселении
В ЗАТО Михайловский не предусматриваются изменения в принципиальной схеме организации электроснабжения. Прогнозируемый рост годового потребления электроэнергии на 1 жителя, в связи с ростом электрификации быта, оценочно принимаются равным 1,0% в год.
6.2. Мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы электроснабжения
Развитие системы электроснабжения в ЗАТО Михайловский осуществляется в соответствии с инвестиционной программой филиала ОАО «МРСК Волги» - «Саратовские РС» действующей в период 2012 – 2017 гг. Инвестиционная программа утверждена Распоряжением Министерства промышленности и энергетики Саратовской области от 24.02.2012 г. № 2-р.
7. Модернизация системы теплоснабжения ЗАТО Михайловский
Проекты с обоснованием сумм капитальных вложений представлены в Программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период с 2013 по 2017 гг. для МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Михайловский (далее Программа энергосбережения), предоставляющего услугу по теплоснабжению. Программой энергосбережения предусмотрены:
Программа энергосбережения детально обосновывает:
7.1. Характеристика системы теплоснабжения муниципального образования
7.1.1. Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения
Таблица № 7.1.1.1. Объемы потребления тепловой мощности и приросты потребления тепловой мощности
Таблица № 7.1.1.2. Объемы потребления тепловой энергии и приросты потребления тепловой энергии
Таблица № 7.1.1.3. Объемы потребления теплоносителя и приросты потребления теплоносителя
7.1.2. Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей
Таблица № 7.1.2.1. Существующие и перспективные балансы тепловой мощности и тепловой нагрузки
7.1.3. Перспективные балансы теплоносителя
Теплоснабжение жилой и общественной застройки на территории ЗАТО Михайловский осуществляется по смешанной схеме. Многоквартирная и индивидуальная жилая застройка для отопления оборудована индивидуальными газовыми теплогенераторами. Для горячего водоснабжения указанных потребителей используются проточные газовые водонагреватели, двухконтурные отопительные котлы и электрические водонагреватели. С 2013 г. планируется полностью жилой фонд перевести на индивидуальное отопление. Социальная сфера и общественные здания ЗАТО Михайловский подключены к централизованной системе теплоснабжения, которая состоит из трех котельных и тепловых сетей.
Таблица № 7.1.3.1. Существующие и перспективные балансы производительности водоподготовительных установок и максимального потребления теплоносителя теплопотребляющими установками потребителей
Таблица № 7.1.3.2. Существующее максимальное удаление точки подключения потребителей от источника тепловой энергии
На перспективу радиусом эффективного теплоснабжения в ЗАТО Михайловский принят существующий радиус теплоснабжения. В ЗАТО Михайловский не предусмотрено изменение существующей схемы теплоснабжения. Теплоснабжение перспективных объектов, которые планируется разместить вне зоны действия существующих котельных, предлагается осуществить от индивидуальных источников. В связи с чем новое строительство котельных не планируется. В ЗАТО Михайловский: - не предусмотрены меры по выводу из эксплуатации, консервации и демонтажу избыточных источников тепловой энергии, а также источников тепловой энергии, выработавших нормативный срок службы; - не предусмотрены меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; - не предусмотрены меры по переводу котельных, размещенных в существующих и расширяемых зонах действия источников комбинированной выработки тепловой и электрической энергии в «пиковый» режим; - не предусмотрено изменение схемы теплоснабжения, решения о загрузке источников тепловой энергии, распределении (перераспределении) тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в каждой зоне действия системы теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения. В соответствии со СНиП 41-02-2003 регулирование отпуска теплоты от источников тепловой энергии предусматривается по нагрузке отопления или по совмещенной нагрузке отопления и горячего водоснабжения согласно графику изменения температуры воды в зависимости от температуры наружного воздуха. ЗАТО Михайловский планирует эксплуатировать котельные исходя из внутреннего расчетного температурного графика 95/70°С.
7.1.4. Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии
В ЗАТО Михайловский не предусмотрено изменение существующей схемы теплоснабжения. Теплоснабжение перспективных объектов, которые планируется разместить вне зоны действия существующих котельных, предлагается осуществить от индивидуальных источников. В связи с чем новое строительство котельных не планируется.
Таблица № 7.1.4.1. Предложения по реконструкции источников тепловой энергии, обеспечивающих перспективную тепловую нагрузку в существующих и расширяемых зонах действия источников тепловой энергии
Таблица № 7.1.4.2. Предложения по техническому перевооружению источников тепловой энергии с целью повышения эффективности работы систем теплоснабжения
7.1.5. Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей
Новое строительство и реконструкция тепловых сетей, обеспечивающая перераспределение тепловой нагрузки из зон с дефицитом располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии в зоны с резервом располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии не планируется. Новое строительство тепловых сетей для обеспечения перспективных приростов тепловой нагрузки во вновь осваиваемых районах поселения под жилищную, комплексную или производственную застройку не планируется.
Таблица № 7.1.5.1. Предложения по реконструкции тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности и безопасности теплоснабжения
7.1.6. Перспективные топливные балансы
Таблица № 7.1.6.1. Существующие и перспективные топливные балансы для каждого источника тепловой энергии, расположенного в границах поселения
7.1.7. Модернизация системы теплоснабжения
Таблица № 7.1.7.1. Мероприятия по модернизации системы теплоснабжения ЗАТО Михайловский
7.1.8. Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)
Единой теплоснабжающей организацией в ЗАТО Михайловский установлено Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Михайловский, которое при осуществлении своей деятельности обязано: а) заключать и надлежаще исполнять договоры теплоснабжения со всеми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии в своей зоне деятельности; б) осуществлять мониторинг реализации схемы теплоснабжения и подавать в орган, утвердивший схему теплоснабжения, отчеты о реализации схемы теплоснабжения, включая предложения по актуализации схемы теплоснабжения; в) надлежащим образом исполнять обязательства перед иными теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в зоне своей деятельности; г) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии в зоне своей деятельности.
7.1.9. Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии
Таблица № 7.1.9.1. Распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии и условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения.
Распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии, в том числе определение условий, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения
Перераспределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии невозможно. Источники тепловой энергии между собой технологически не связаны.
7.1.10. Решения по бесхозяйным тепловым сетям
Статьей 15, пунктом 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ предусмотрено, что «в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования». Бесхозяйных сетей на территории ЗАТО Михайловский не выявлено.
8. Реконструкция системы водоснабжения ЗАТО Михайловский
Новые экономические отношения, принятие Гражданского и Водного кодексов Российской Федерации, новое законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования создали благоприятные условия для обеспечения потребителей качественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия населения; охраны окружающей среды от загрязнения недостаточно очищенными сточными водами; повышения эффективности, надежности работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации; улучшения организации управления и эксплуатации этих систем. Появилось много новых технологий водоподготовки, позволяющих получать очищенную воду более интенсивными методами, чем раньше. Одновременно повысились требования к надежности сооружений и трубопроводов. Для сохранения работоспособности инженерных систем при нормативном сроке службы трубопроводов водоснабжения и водоотведения 25-30 лет требуется высокая степень технической подготовленности технического персонала при эксплуатации, реконструкции трубопроводов и интенсификации работы очистных сооружений.
8.1. Характеристика системы водоснабжения муниципального образования
Таблица № 8.1.1. Территориально-институциональное деление поселения на зоны действия предприятия, предоставляющего услугу водоснабжения
Зоны действия источников водоснабжения
Таблица № 8.1.2. Существующие строительные фонды и объекты населенного пункта системы водоснабжения
Контроль за качеством воды. МУП «Водоканал» ЗАТО Михайловский постоянно контролируют качество воды на водопроводе в местах водозабора, перед поступлением в сеть, а также в распределительной сети. Лабораторно-производственный контроль качества воды перед поступлением в сеть проводят по микробиологическим, химическим и органолептическим показателям. Лабораторно-производственный контроль за остаточными количествами реагентов и удаляемых веществ при обработке воды на водопроводах специальными методами проводится в зависимости от характера обработки в соответствии с графиком, согласованным с санитарно-эпидемиологической службой, но не реже одного раза в смену. Отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств, характеризующих качество воды в основных магистральных водопроводных линиях, из наиболее возвышенных и тупиковых участков уличной распределительной сети. Отбор проб проводят также из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки. Государственный санитарный надзор за качеством воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения осуществляется по программе и в сроки, установленные местными органами санитарно-эпидемиологической службы. Результаты санитарно-гигиенических, микробиологических исследований хозяйственно-питьевой воды ЗАТО Михайловский представлены:
Существующие технические и технологические проблемы в системах водоснабжения ЗАТО Михайловский
Анализ состояния системы водоснабжения, находящейся в эксплуатации у МУП «Водоканал» ЗАТО Михайловский, выявил наличие проблем, требующих комплексного подхода при их решении. К числу основных из них следует отнести следующие: 1. Подводящие к домам водопроводные сети приходят в негодность по причине коррозии металлических трубопроводов; 2. Имеет место вторичное загрязнение и ухудшение качества воды вследствие внутренней коррозии металлических трубопроводов.
ВЫВОДЫ:
Необходимость обновления основных фондов в системе водоснабжения ЗАТО Михайловский обусловлена объективными причинами. Практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективности производства, более того, создает угрозу для надежного обеспечения населения и объектов социальной сферы водными ресурсами.
8.2. Балансы производительности сооружений системы водоснабжения и потребления воды в зонах действия источников водоснабжения
Таблица № 8.2.1. Водный баланс подачи и реализации воды по зонам действия источников
Таблица 8.2.2. Наличие коммерческого приборного учета воды, отпущенной из сетей потребителям и планы по установке приборов учета в зоне предоставления услуги водоснабжения
Таблица 8.2.3. Анализ резервов и дефицитов производственных мощностей системы водоснабжения поселения в зонах действия источников
8.3. Перспективное потребление коммунальных ресурсов в сфере водоснабжения
Таблица № 8.3.1. Сведения о фактическом и ожидаемом потреблении воды
8.4. Мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов систем водоснабжения
С целью повышения долговечности существующих объектов коммунальной инфраструктуры системы водоснабжения ЗАТО Михайловский, эксплуатационной надёжности, снижения аварийности и затрат на ремонты, повышение надежности ресурсоснабжения и, в конечном итоге, приведение системы в соответствие с современными стандартами качества необходимо проведение мероприятий, отраженных в таблице № 8.4.1.
Таблица № 8.4.1. Мероприятия по строительству и модернизации системы водоснабжения ЗАТО Михайловский
8.5. Мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации линейных объектов систем водоснабжения
Таблица 8.5.1. Мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации линейных объектов систем водоснабжения
Находящиеся в эксплуатации водопроводные трубопроводы подвергаются как естественному старению, так и преждевременному износу, что требует их восстановления или санации. Восстановление трубопроводов - проведение ремонтных работ на всем протяжении поврежденного участка трубопровода, а санация — проведение пространственно ограниченных ремонтно-восстановительных работ на отдельных участках трубопроводов, включая сооружения и арматуру на сети (колодцы, задвижки и т.д.). В результате санации участку трубопровода придается требуемая механическая прочность, полное восстановление структуры (отсутствие дефектов по длине труб и в местах стыковок) и соблюдение проектной пропускной способности (установленных гидравлических параметров). Мероприятия по устранению потерь, утечек и непроизводительных расходов воды: - совершенствование методов диагностики водопроводной сети; - устранение в кратчайшие сроки аварий и повреждений, изучение их причин с целью предупреждения появления в будущем; - своевременное и качественное проведение текущих и капитальных ремонтов; - модернизация оборудования системы водоснабжения; - применение новых методов и средств диагностики; - применение труб из некорродирующих материалов, а также труб с внутренним антикоррозийным покрытием; - применение новых методов ремонта и эксплуатации наружных и внутренних систем водоснабжения; - применение более совершенной водопроводной арматуры и оборудования; - автоматическое управление работой системы подачи и распределения водопроводной воды; - снижение подачи воды и напоров в сети в ночное время суток; - создание системы полного учета воды (при ее производстве, транспортировке и реализации), составление общего баланса воды; - оборудование всех насосных станций регуляторами частоты вращения электродвигателей, что позволит повысить надежность работы системы водоснабжения, уменьшить количество повреждений, сократить непроизводительные расходы воды, уменьшить расходы электроэнергии, - совершенствование диспетчеризации и автоматизации управления всеми элементами системы водоснабжения; - оптимизация работы насосных станций и системы подачи и распределения воды; - расширение объемов проведения ремонта внутренних систем водоснабжения (ремонт и замена неисправной водоразборной арматуры и труб) в жилом фонде, в первую очередь в тех домовладениях, где выявлены наибольшие величины утечек воды; - применение во внутридомовых водопроводных сетях новой водосберегающей арматуры, регуляторов напоров.
При внедрении мероприятий решаются следующие задачи:
- замена всех стальных трубопроводов без наружной и внутренней изоляции на трубопроводы из некорродирующих материалов; - сокращение неучтенных расходов и потерь воды при транспортировке; - зонирование водопроводной сети с целью повышения ее надежности и управляемости; - обеспечение потребителей водой питьевого качества в необходимом количестве; -обеспечение водоснабжением максимального водопотребления в сутки объектов нового строительства и реконструируемых объектов, для которых недостаточно пропускной способности линейных объектов. 9. Реконструкция системы водоотведения ЗАТО Михайловский
9.1. Характеристика системы водоотведения ЗАТО Михайловский
Таблица 9.1.1. Территориально-институциональное деление поселения на зоны действия предприятий, предоставляющих услугу водоотведения
Зоны действия источников водоотведения
Таблица 9.1.2. Существующие строительные фонды и объекты населенного пункта системы водоотведения
Таблица № 9.1.3. Балансы производительности очистных сооружений и притока сточных вод
Таблица № 9.1.4. Резервы и дефициты системы водоотведения поселения
9.2. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов систем водоотведения
Таблица № 9.2.1. Мероприятия по строительству и модернизации системы водоотведения ЗАТО Михайловский
10. Модернизация системы газоснабжения ЗАТО Михайловский
Нет дефицита мощности в системе газоснабжения для обеспечения природным газом ЗАТО Михайловский. Программой не рассматриваются мероприятия по реконструкции и модернизации оборудования и сетей системы газоснабжения на территории ЗАТО Михайловский, т.к. данная задача решается не муниципалитетом, а обслуживающей систему организацией ОАО «Саратовоблгаз». Развитие газоснабжения и газификации в ЗАТО Михайловский Саратовской области осуществляется на основании Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, утвержденной Законом Саратовской области от 3 июля 2012 г. N 110-ЗСО.
11. Проекты развития объектов, используемых для захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов
Цель и обоснование проектов по обращению твердых бытовых отходов
Целью проектов по обращению твердых бытовых отходов в ЗАТО Михайловский является совершенствование системы санитарной очистки и уборки территории с поэтапным внедрением мероприятий, определяющих: - объемы работ по удалению, транспортированию, обезвреживанию, переработке бытовых отходов; - необходимое количество мусоровозов, механизмов, оборудования и инвентаря; - целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов системы очистки, их основные параметры и размещение; - ориентировочные капиталовложения на строительство, приобретение оборудования и технических средств. Проекты по обращению твердых бытовых отходов в ЗАТО Михайловский основываются: - на применении высокопроизводительной техники и малоотходных технологий, - учитывают рациональное использование сырьевых потенциалов твердых бытовых и приравненных к ним отходов; - соответствуют передовым отечественным и зарубежным аналогам и принципам обращения с бытовыми отходами. Проекты по обращению твердых бытовых отходов в ЗАТО Михайловский представлены в соответствии с законодательством РФ: - Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; - Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; - СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; - Инструкции Министерства строительства РФ от 02 ноября 1996 года «По проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО», согласованной письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации от 10 июня 1996 г. № 01-8/17-11; - «Методическими рекомендациями о порядке разработки Генеральных схем очистки населенных пунктов Российской Федерации» (МДК 7-01.2003), утвержденными постановлением Госстроя России № 152 от 21.08.2003 г.
Основные направления работ по обращению с твердыми бытовыми отходами
П. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Для формирования стратегии обращения с отходами в ЗАТО Михайловский необходимы мероприятия для обеспечения утилизации отходов, с этой целью: - определены объемы накопления ТБО; - предусмотрен порядок сбора и вывоза отходов с территории муниципального образования; - определено необходимое количество оборудования (новых контейнеров для восполнения потребности в контейнерах) для производства работ; - рассмотрена возможность системы селективного сбора утильных фракций (бумага, картон, цветной и мерный металл, текстиль, пластмасса, стекло), входящих в состав ТБО.
Порядок сбора и вывоза отходов с территории муниципального образования
При планировании рационального сбора ТБО в муниципальном образовании предусмотрена система сбора ТБО, при которой в жилом фонде, а также возле учреждений, магазинов, на территориях школ, рынков и т.п. размещаются специальные контейнерные площадки для мусоросборников – контейнеров вместимостью 0,75 куб. м; Движение мусоровозов по обслуживаемому участку регламентируется маршрутом движения до полной загрузки спецавтомашины. Планирование приобретения расчетного количества контейнеров необходимо равномерно в течение действия программных мероприятий. Необходимо обновлять контейнеры ежегодно, исходя из реального срока службы контейнеров - 3 года. При введении системы отбора вторсырья на местах сбора ТБО необходимое количество контейнеров постепенно будет сокращаться.
Таблица № 10.1. Число необходимых контейнеров для сбора ТБО и КГО
Строительство контейнерных площадок
Планируется в жилой застройке, а также у стационарных магазинов, на территориях школ, рынков и т.п., разместить специальные площадки для мусоросборников – контейнерные площадки. Контейнерные площадки располагают на расстоянии не ближе 20 м, но не более 100 метров от окон жилых и общественных зданий, детских и спортивных площадок, мест отдыха. Размещение, размеры и конструкции площадок подлежат согласованию с жилищно-эксплуатационными организациями, органами Ростехнадзора и организацией, осуществляющей вывоз ТБО. Площадки для установки сборников должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие с уклоном в сторону проезжей части 0,02 %, быть удобны в отношении их уборки и мойки. Территория площадки должна соответствовать размерам и числу сборников, причем со всех сторон необходимо оставлять место во избежание загрязнения почвы. Контейнеры должны устанавливаться от ограждающих конструкций не ближе 1 м, а друг от друга – 0,35м. Для создания живой изгороди вокруг площадок рекомендуется использовать следующие виды зеленых насаждений: смородину золотистую, барбарис обыкновенный, боярышник и др. Ограждение площадок запроектировано в железобетонном варианте. Контейнерные площадки должны примыкать к сквозным проездам. Машины с манипулятором с одной остановки могут разгружать не более 3-х контейнеров, что было учтено при определении ориентировочного количества контейнерных площадок.
Система селективного сбора утильных фракций ТБО
В состав ТБО входят такие ценные компоненты как: пластмасса, макулатура, черные и цветные металлы, текстиль, стекло, которые могут использоваться в качестве вторичного сырья. На основании состава и свойств ТБО целесообразно использовать следующую технологическую схему обезвреживания ТБО: - селективный отбор утильных фракций ТБО на местах его сбора; - складирование оставшейся части отходов на усовершенствованном полигоне ТБО. - промышленные, неутилизируемые на производстве отходы складировать на специальном полигоне, запроектированном с учетом требований СНиП 2.01.28-85. Одним из важнейших мероприятий в области обращения с отходами, в том числе ТБО, является отбор вторичного сырья при сборе ТБО, который осуществляется: - посредством организации стационарных и передвижных пунктов приема вторсырья от населения; - в специальных мусоросортировочных цехах; - на мусороперегрузочных станциях; - на мусороперерабатывающих предприятиях. Интенсивное развитие торговых комплексов и предприятий сферы обслуживания населения приводят к значительному увеличению в составе ТБО бумаги, картона, текстиля. Наблюдается существенный рост количества полимерных материалов и цветного металлолома. Всему этому способствует увеличение выпуска полуфабрикатов, расфасованных продуктов, изделий из синтетических материалов и т.д. Перегрузка полигона по захоронению ТБО во многом вызвана обилием материалов, которые можно и нужно собирать и перерабатывать в качестве вторичного сырья. Раздельный сбор вторичного сырья позволяет добиться значительного сокращения объемов ТБО (до 30 % от общего объема ТБО), подлежащих захоронению, уменьшает число стихийных свалок, оздоровляет экологическую обстановку. Дальнейшая переработка собираемого вторичного сырья является экологически приемлемым, энерго- и ресурсосберегающим производством, ведет к экономии ценного, а подчас и стратегически важного сырья. Внедрение указанных мероприятий позволяет снизить ущерб, причиняемый окружающей среде отходами, финансово поддержать наименее обеспеченных граждан, получить ценное вторичное сырье для промышленности, естественные источники которого не беспредельны.
Малогабаритные приемные пункты (МПП)
В последнее время существенно изменилась структура потребления населения, что привело к увеличению объемов образования коммунальных отходов. Как следствие, обостряется проблема утилизации использованной тары и упаковочных материалов, размещение которых в окружающей природной среде носит угрожающий характер. Постепенно формируется проблема утилизации оргтехники и бытового оборудования, обновление которых в силу технического прогресса происходит значительно активнее, чем ранее. Максимальное извлечение и полезная утилизация вторичных материалов представляет собой в настоящее время для муниципального образования безальтернативный вариант функционирования системы управления отходами. Очевидно, и неизбежно необходимо вкладывать денежные средства в направления по сокращению объемов захоронения отходов, что в долгосрочной перспективе, безусловно, окупится и позволит снизить порог зависимости за экологические издержки и риски, связанные с полигоном. Сбор и первичную заготовку вторсырья у населения на территории муниципального образования удобно осуществлять на передвижных и стационарных приемных пунктах. Собранное вторичное сырье сдается на производственно-заготовительные предприятия (ПЗП), где производится сортировка по составу, типу и виду сырья, а также возможна предварительная подготовка к вторичному их использованию. Вторичное сырье от организаций принимается партиями. Стационарный малогабаритный приемный пункт создается на базе специальных павильонов для сбора вторичных малогабаритных ресурсов. Павильоны компонуют по блочному принципу, которые состоят из модулей: - административный, где размещается приемное отделение вторсырья; - производственный, где выполняется сортировка и временное хранение сырья; - технологический, где размещено все оборудование. Производственный модуль имеет двухстворчатые ворота и усиленный фундамент под установку пресса. Технологический цикл приема вторичного сырья от населения заключается в следующем: сырье осматривается, взвешивается на весах и сбрасывается на металлический лоток прямоугольной формы, ведущий в производственный модуль. Далее сырье сортируется и компактируется. Полиэтиленовые пленки, ПЭТФ-бутылки, макулатура прессуются и увязываются в кипы. Текстильные отходы сортируются по видам (шерсть, хлопок, смешанные и синтетические ткани) и также увязываются в кипы. Место расположения приемного пункта на территории муниципального образования назначается на основании разработки и согласования в установленном порядке предпроектных (исходно-разрешительных документов) и проектных материалов. Комплексные приемные пункты должны располагаться изолированно от жилых домов, детских и лечебных учреждений. Не разрешается организация приемных пунктов в местах, где невозможно устройство подъездных путей и мест парковки транспорта. Расположение приемных пунктов по отношению к жилым домам должно соответствовать СанПиН 2.2.12.1.11031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Организация приема вторсырья возможна и на базе стационарного приемного заготовительного пункта (ПЗП) площадью до 50-80 м2. На ПЗП возможна установка прессов для макулатуры, текстиля, пластмасс. При создании ПЗП возможна организация сбора макулатуры и другого вторсырья непосредственно от населения и дворников, производящих уборку в городе. Приемка вторсырья будет осуществляться за плату. Для успешного решения проблемы отходов производства и потребления на территории ЗАТО Михайловский необходимо: 1. Обеспечить экономические и правовые условия деятельности малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами. 2. Создать разветвленную сеть стационарных и мобильных пунктов приема вторичного сырья с полным охватом территории муниципального образования. 3. Определить стратегией муниципальной системы управления отходами селективный сбор, сортировку и максимальное использование утильных компонентов отходов в экономике муниципального образования. 4. Обеспечить благоприятные экономические и правовые условия для развития конкурентной среды и привлечения инвестиций в область обращения с отходами. 5. Администрации ЗАТО Михайловский с участием предприятий, специализирующихся в области обращения с отходами, разработать муниципальную целевую программу обращения с отходами направленную на вовлечение вторичных ресурсов в производство и минимизацию образования отходов. Общая организация муниципальной системы управления отходами должна осуществляться программно-целевыми методами, где программные мероприятия формулируются на основе мониторинга состояния санитарной очистки территорий населенных мест, предложений производственных и эксплуатационных предприятий и организаций, а также современных требований обращения с отходами. Для организации селективного сбора ТБО от населения, объектов общественного назначения и промпредприятий необходимо приобрести малогабаритные передвижные пункты сбора вторсырья и оборудовать приемно-заготовительные предприятия согласно произведенным расчетам. Ориентировочные объемы компонентов представлены в таблице:
Таблица № 10.2. Количественное выражение объемов различных фракций, входящих в состав ТБО от населения и от объектов общественного назначения
Таблица № 10.3. Доходы от приема вторичного сырья для передвижного приемного пункта
Складирование (захоронение) отходов на полигоне
Наиболее распространенными являются ликвидационные методы, предусматривающие складирование отходов на свалках и полигонах с расчетом на их последующую рекультивацию. Полигон ТБО – наиболее простое и дешевое сооружение – устраивают там, где основанием могут служить глины и тяжелые суглинки. Если это невозможно, приходиться устраивать специальное водонепроницаемое основание, что приводит к существенным дополнительным затратам. Полигоны для твердых бытовых отходов — природоохранные сооружения, обеспечивающие при складировании отходов полную санитарно-эпидемиологическую безопасность для населения близлежащих жилых районов и обслуживающего персонала полигона; защиту от загрязнения почвы, воздушного бассейна, грунтовых и поверхностных вод; статическую устойчивость отходов с учетом динамики уплотнения, газовыделения и гидрогеологических условий; рациональное использование и экономию территории за счет уплотнения отходов. Твердые бытовые отходы из ЗАТО Михайловский вывозятся на договорных отношениях на полигон п. Горный Красноармейского района, в связи с чем в Программе не рассматриваются проекты развития объектов, используемых для захоронения (утилизации) ТБО.
Перечень необходимых проектов, обеспечивающих санитарную очистку территории ЗАТО Михайловский и утилизацию отходов
В программу мероприятий по санитарной очистке территории ЗАТО Михайловский поселения и утилизации ТБО входят следующие основные мероприятия:
Таблица № 10.4. Оснащение для санитарной очистки территории ЗАТО Михайловский
Управление обращением с твердыми бытовыми отходами
Основные направления управления обращением с твердыми бытовыми отходами в ЗАТО Михайловский являются:
Муниципальная власть все больше поручает свою деятельность в сфере санитарной очистки и обращения с отходами частному бизнесу при условии получения более высокого качества услуг по сравнению с качеством, обеспечиваемым собственными службами, в противном случае, договор с данной частной фирмой расторгается. Делегированное управление в системе обращения с отходами является одним из главных секторов на рынке. Это управление означает не отказ муниципальной исполнительной власти от своих обязанностей и полномочий, а делегирование под своим контролем всех или части своих обязанностей с необходимым контролем выполнения контракта. Делегированное управление представляет собой договор, согласно которому власти поручают юридическому лицу, частному или муниципальному, выполнение функций по санитарной очистке и обращению с отходами за вознаграждение, вытекающее из выполнения этих функций. В дальнейшем развитие конкуренции в сфере коммунальных услуг по санитарной очистке и обращению с отходами окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий, обеспечивающих экологическую безопасность и высокое качество предоставляемых услуг. 12. Общая программа проектов
Таблица 12.1. Общая программа проектов развития коммунальной инфраструктуры ЗАТО Михайловский на период с 2013 -2022 гг.
Таблица № 12.2. Мероприятия по ресурсосбережению в системе теплоснабжения
В ЗАТО Михайловский реализуется Муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в ЗАТО – пос. Михайловский Саратовской области на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Администрации ЗАТО поселок Михайловский Саратовской области № 160 от 03.09.2010 г. Основной целью муниципальной программы по энергосбережению является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и оптимизация потребления энергоресурсов всеми группами потребителей за счет снижения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создание условий для перевода экономики ЗАТО Михайловский и бюджетной сферы на энергосберегающий путь развития. Совместная реализация муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в ЗАТО – пос. Михайловский Саратовской области на период до 2020 года», и Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры ЗАТО Михайловский позволит обеспечить потребителям энергоресурсов сокращение расходов и повышение качества коммунальных услуг, создание комфортных условий проживания в жилых помещениях многоквартирных домов, предоставление коммунальных услуг по доступным ценам. Программа энергосбережения указывает на целесообразность реализации ряда типовых мероприятий в жилищном секторе, со стороны организаций, финансируемых из бюджета, предприятий коммунального комплекса. Основной целью муниципальной программы по энергосбережению применительно к системам коммунальной инфраструктуры является повышение энергетической эффективности при производстве и передаче энергетических ресурсов, а также снижение нагрузки на эти системы за счёт оптимизации потребления энергоресурсов всеми группами потребителей за счет снижения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создание условий для перевода экономики муниципального образования, в том числе жилищно-коммунальной и бюджетной сферы, на энергосберегающий путь развития. Содержание и стоимость выполнения работ по программе будет уточняться по результатам энергетических обследований объектов, входящих в Программу по энергосбережению, и предложенных мероприятий, определенных, исходя из натурных измерений. Энергетический аудит служит для оценки эффективного использования энергоресурсов предприятиями коммунального комплекса, энергоэффективности технологического процесса или оборудования и позволяет сделать количественные оценки возможного сбережения энергоресурсов и финансовых затрат, наметить конкретные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
13. Финансовые потребности для реализации программы
13.1. Совокупная потребность в капитальных вложениях для реализации всей программы инвестиционных проектов
В таблице № 13.1.1. отражена ориентировочная сумма денежных средств, необходимых на модернизацию коммунальной инфраструктуры ЗАТО Михайловский. Уточнять суммы денежных средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры следует в инвестиционных программах (или программах по энергосбережению и энергоэффективности) предприятий коммунального комплекса, предоставляющих услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в ЗАТО Михайловский. Данные инвестиционные программы подлежат утверждению органом местного самоуправления и согласованию в органе исполнительной власти субъекта РФ осуществляющем полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Таблица № 13.1.1. Капитальные вложения в модернизацию системы электроснабжения ЗАТО Михайловский
Таблица № 13.1.2. Капитальные вложения по ресурсосбережению в системе теплоснабжения ЗАТО Михайловский
Таблица № 13.1.3. Капитальные вложения в модернизацию системы теплоснабжения ЗАТО Михайловский
Таблица № 13.1.4. Капитальные вложения в новое строительство, реконструкцию и модернизацию объектов системы водоснабжения ЗАТО Михайловский
Таблица № 13.1.5. Капитальные вложения в строительство и модернизацию системы водоотведения ЗАТО Михайловский
Таблица № 13.1.6. Мероприятия по санитарному содержанию территории населенного пункта ЗАТО Михайловский
Таблица № 13.1.7. Ориентировочные капиталовложения в систему санитарной очистки территории ЗАТО Михайловский
13.2. Предварительный расчет окупаемости проектов за счет получаемых эффектов
Таблица № 13.2.1. Анализ окупаемости проектов за счет полученных эффектов от экономии ресурсов
14. Организация реализации проектов
Для модернизации и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения) необходим выбор правильной стратегии, с этой целью рассматриваются технические параметры инженерных систем, физический износ, мощность и пропускная способность. Система инженерного обеспечения населенного пункта нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. Необходимость в реконструкции коммунальных инженерных сетей и сооружений возникает в следующих случаях:
Финансирование проектов в коммунальном комплексе ЗАТО Михайловский будет связано с реализацией инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса, разработанных на основе программы комплексного развития. Главной задачей является привлечение в коммунальное хозяйство недорогих долгосрочных заемных ресурсов. С этой целью целесообразно предусмотреть субсидирование из регионального бюджета и федерального бюджета. Реализация проектов, которые не могут быть осуществлены исключительно за счет кредитных ресурсов, осуществляется за счет средств хозяйствующих субъектов и муниципального бюджета с возможностью субсидирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Из сказанного можно сделать вывод о необходимости (целесообразности) в рамках реализации Программы: г) выделения проектов, предполагающих субсидирование из бюджетов разных уровней; в) выделения проектов, предполагающих финансирование за счёт заёмных средств.
15. Программы инвестиционных проектов, тариф и плата (тариф) за подключение (присоединение)
15.1. Программы инвестиционных проектов
Свод проектов: - обеспечивающих повышение надежности ресурсоснабжения, выполнение требований законодательства об энергосбережении, экологических требований; - нацеленных на присоединение новых потребителей представлен в таблице № 15.1.1.
Таблица № 15.1.1. Свод инвестиционных проектов в ценах 2012 г.
Таблица № 15.1.2. Свод инвестиционных проектов в ценах с учетом инфляционного роста
15.2. Обоснование источников финансирования
В общем случае источниками финансирования Программы являются:
15.2.1. Плата (тарифы) за присоединение (подключение) к объектам коммунальной инфраструктуры
Тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Волги» - «Саратовские распределительные сети» потребителей до 100 кВт, установлены постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29 декабря 2011 г. № 35/20.
Плата (тарифы) за присоединение (подключение) к объектам коммунальной инфраструктуры по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению для предприятий коммунальной сферы ЗАТО Михайловский не установлены.
15.2.2. Собственные средства организаций коммунального комплекса
Собственными средствами организаций коммунального комплекса, в общем случае, являются амортизационные отчисления, прибыль предприятий.
15.2.2.1. Амортизационные отчисления
Амортизационные отчисления – это исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости основных средств (средств труда) на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения изнашиваемых основных средств являются амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость производимого продукта и тем самым переходящих в цену продукта. Суммы амортизационных отчислений направляются на модернизацию, новое строительство. Предназначение амортизационных отчислений - обеспечение воспроизводства основных фондов предприятий и организаций. Все основные средства, которые находятся в ЗАТО Михайловский для предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению (кроме очистных сооружений канализации) являются муниципальным имуществом. Данные основные средства муниципальным образованием передаются предприятиям, обслуживающим коммунальный комплекс поселения, для производства коммунальных услуг муниципальными предприятиями на условиях хозяйственного ведения. Соответственно, при формировании тарифов на коммунальные услуги в состав затрат включается сумма амортизационных отчислений. В ЗАТО Михайловский годовая сумма амортизационных отчислений в 2013 г. составит 1603 тыс. руб. В ЗАТО Михайловский воспроизводство основных средств системы теплоснабжения осуществляется и планируется осуществлять за счет амортизационных отчислений.
15.2.2.3. Прибыль предприятий коммунального комплекса
Таблица №. 15.2.2.3.1. Калькуляция себестоимости тепловой энергии МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Михайловский
Предприятие МУП «ЖКХ» ЗАТО Михайловский, предоставляющий услугу по теплоснабжению, имеет небольшую прибыль. Прибыль у предприятия стала появляться за счет снижения объема реализации тепловой энергии населению, по которому реализация услуги производилась по убыточному тарифу. В 2013 г. жилой фонд ЗАТО Михайловский полностью переводится на индивидуальное теплоснабжение. С 2013 г. МУП «ЖКХ» будет предоставлять услуги теплоснабжения для социальной сферы, общественных зданий и имущественного комплекса - административно-казарменной зоны. В перспективе заработанная небольшая прибыль предприятия может быть направлена на замену, модернизацию, реконструкцию оборудования и сетей системы теплоснабжения.
Возможными источниками финансирования для системы теплоснабжения являются:
Для МУП «Водоканал», осуществляющего свою деятельность на территории ЗАТО Михайловский и Краснопартизанского района тарифы на воду установлены Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13 сентября 2012 г. № 31/8. В связи с тем, что предприятие МУП «Водоканал» зарегистрировано в августе 2012 г., на момент разработки программы нет основных экономических показателей деятельности предприятия. На территории ЗАТО Михайловский услугу по водоотведению предоставляет МУП ЖКХ «Горный». Тарифы на водоотведение и очистку сточных вод установлены Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13 сентября 2012 г. № 31/9. В связи с тем, что предприятие МУП ЖКХ «Горный» зарегистрировано в августе 2012 г., на момент формирования программы нет основных экономических показателей деятельности предприятия. Калькуляция затрат на сбор, передачу и очистку стоков представлена по результатам работы МУП «ЖКХ», которые предоставляли услугу по водоотведению до августа 2012 г.
Таблица № 15.2.2.3.2. Калькуляция затрат на сбор, передачу и очистку стоков
Возможными источниками финансирования для систем водоснабжения, водоотведения ЗАТО Михайловский являются:
В Программе комплексного развития коммунальной инфраструктуры не рассмотрены источники финансирования модернизации и развития систем электроснабжения и газоснабжения т.к.: - развитие системы электроснабжения ЗАТО Михайловский осуществляется в соответствии с инвестиционной программой филиала ОАО «МРСК Волги» - «Саратовские РС» действующей в период 2012 – 2017 гг. инвестиционная программа утверждена Распоряжением Министерства промышленности и энергетики Саратовской области от 24.02.2012 г. № 2-р.; - развитие газоснабжения и газификации в Саратовской области осуществляются на основании Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, утвержденной Законом Саратовской области от 3 июля 2012 г. N 110-ЗСО.
15.2.3. Денежные средства бюджетов разных уровнейПредусмотрено значительное государственное участие в модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнёрства, а также опосредованного субсидирования предприятий коммунального комплекса через меры социальной защиты населения. Учитывая необходимость в ряде случаев проведения ускоренной модернизации объектов инфраструктуры, предусматривается предоставление средств на софинансирование из федерального бюджета отдельных проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации будет предусмотрено для отдельных наиболее важных с точки зрения обеспечения безопасности и надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры проектов, расположенных преимущественно в малых городах и сельских поселениях, в которых сложнее привлечь частные инвестиции.
Представленные в разделах 6-10 программы Обосновывающих материалов проекты являются основой для формирования инвестиционных программ предприятий (организаций коммунального комплекса) на прогнозный период.
16. Прогноз расходов населения на коммунальные ресурсы, расходов бюджета на социальную поддержку и субсидии, проверка доступности тарифов на коммунальные услуги
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.08.2009 г. № 708 «Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» «оценка доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги осуществляется органом местного самоуправления». Доступность для граждан платы за коммунальные услуги в Муниципальном образовании определена на основании Постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 22.07.2011 г. № 14/1 «Об установлении системы критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги на территории Саратовской области» по критериям доступности: а) доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; б) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; в) уровень собираемости платежей за коммунальные услуги; г) доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения. Оценка доступности для граждан прогнозируемой совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги основана на объективных данных о платежеспособности населения, которые лежат в основе формирования тарифной политики и определения необходимой и возможной бюджетной помощи на компенсацию мер социальной поддержки населения и на выплату субсидий малообеспеченным гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на частичное финансирование программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры ЗАТО Михайловский. Исходной базой оценки доступности для граждан прогнозируемой совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги послужили прогнозные показатели социально-экономического развития ЗАТО Михайловский, в частности: - прогноз численности населения; - прогноз среднедушевых доходов населения; - прогноз величины прожиточного минимума; - прогноз численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Доступность платы за потребляемые коммунальные услуги является комплексным параметром и определена на основе системы критериев, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым относятся: - доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; - уровень собираемости платежей за коммунальные услуги; - доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; - доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения. Числовые значения критериев доступности установлены в зависимости от уровня экономического развития ЗАТО Михайловский и особенностей предоставления коммунальных услуг. Прогнозная доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе средней семьи определена как отношение общего прогнозируемого совокупного платежа граждан за потребляемые коммунальные услуги в расчете на одного человека в месяц на среднедушевой доход населения в месяц, то есть:
, где
- доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, %; - общий прогнозируемый совокупный платеж граждан за все потребляемые коммунальные услуги, руб.; - численность населения ЗАТО Михайловский, чел.; - среднедушевой доход населения ЗАТО Михайловский, руб./чел. в месяц; 12 - число месяцев в году. При выполнении работы учтено изменение тарифов на электроэнергию, природный газ на основе «Исходных условий для формирования вариантов развития экономики на период до 2020 г.» в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Для расчета среднедушевого дохода применен коэффициент - отношение среднедушевого дохода к среднемесячной заработной плате.
(6), где
- среднедушевой доход населения (включает в себя заработную плату, социальные выплаты, доходы от собственности и предпринимательской деятельности); - среднемесячная заработная плата населения. Среднедушевой доход населения муниципального образования определяется:
, где
- среднемесячная заработная плата населения ЗАТО Михайловский.
Уровень собираемости платы за коммунальные услуги рассчитан как отношение оплаченных и начисленных значений платы за коммунальные услуги в каждом году. Оценка критерия «доля населения с доходами ниже прожиточного минимума» обусловлена тем, что эта доля оказывает существенное влияние на уровень доходов населения ЗАТО Михайловский, и как следствие, на долю расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, а также размер бюджетных средств на выплату субсидий. Прогнозируемая доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в муниципальном образовании определена как частное от деления прогнозируемого числа получателей субсидий и прогнозируемой численности населения в муниципальном образовании. При выполнении расчётов по уровню доступности для населения платы за коммунальные услуги учтены индексы-дефляторы на основе макропоказателей инновационного сценария в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. При анализе доступности для граждан платы за коммунальные услуги в период действия Программы использованы числовые значения показателей критериев доступности, установленных Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 22.07.2011 г. № 14/1 «Об установлении системы критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги на территории Саратовской области». Таблица № 16.1. Доступность коммунальных услуг для населения
Таблица № 16.2. Доля расходов населения на коммунальные услуги в 2010 г.
Таблица № 16.3. Доля расходов населения на коммунальные услуги в 2011 г.
Таблица № 16.4. Доля расходов населения на коммунальные услуги в 2012 г.
Таблица № 16.5. Размер расходов населения на коммунальные услуги в 2011 г.
Таблица № 16.6. Размер расходов населения на коммунальные услуги в 2012 г.
Всего изменение объема расходов населения на коммунальные услуги 2012/2011, % 111,3%.
Таблица № 16.7. Период регулирования 2013 г.
Таблица № 16.8. Категории населения по видам дохода
Учтены индексы-дефляторы реальных располагаемых доходов населения на основе макропоказателей инновационного сценария в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р:
Таблица № 16.9. Показатели критериев доступности предоставляемых коммунальных услуг населению
Таблица № 16.10. Объем отгрузки коммунальных услуг населению, динамика изменения тарифов
Рост изменения цен на платные услуги населению (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, захоронение ТБО) учтен на основе макропоказателей инновационного сценария в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р:
Рост изменения цен на электроэнергию для населения учтен на основании индексов-дефляторов макропоказателей инновационного сценария в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р:
Рост изменения цен на природный газ для населения учтен на основании индексов-дефляторов макропоказателей инновационного сценария в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р:
Таблица № 16.11. Расходы населения на коммунальные услуги
Анализ доступности для граждан платы за коммунальные услуги в период действия Программы на основании числовых значений показателей критериев доступности, установленных Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 22.07.2011 г. № 14/1 «Об установлении системы критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги на территории Саратовской области», показывает следующее: - по критерию «Доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи» плата доступна в течение всего периода со снижением доли расходов от её установленного предельного значения; - по критерию «Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума» прогнозируемые значения показателя равно и ниже значения, установленного Постановлением, и отвечает критерию доступности; - по критерию «Уровень собираемости платежей за коммунальные услуги» плата доступна в течение всего периода; - по критерию «Доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения» предполагается равной и ниже значения, установленного Постановлением, и отвечает критерию доступности. Указанные расчёты должны корректироваться в ходе реализации Программы при изменении прогнозных макропоказателей, устанавливаемых Правительством РФ, и числовых значений показателей критериев доступности, устанавливаемых Правительством Саратовской области.
17. Модель для расчета программы
Для проведения расчётов по Программе использованы первичные данные о показателях систем ресурсоснабжения: основные технические характеристики, производство, отпуск, потери, реализация (отпуск) и др., статистика аварий, отказов. С учётом институциональной структуры, зон действия источников определены балансы мощности и ресурса, резервы и дефициты системы, надёжность работы систем. Расчёт целевых показателей развития коммунальной инфраструктуры, проводился с использованием первичных данных о показателях развития ЗАТО Михайловский: динамике численности населения, ввода, сноса и капитального ремонта многоквартирных домов, частной жилой застройки, площадей бюджетных организаций, административно-коммерческих зданий, прогнозируемых изменений в промышленности на период действия программы, экономических показателей развития ЗАТО Михайловский с учётом действующих федеральных и региональных стандартов максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, федеральных и региональных стандартов социальной нормы площади жилого помещения, действующих нормативных документов о порядке определения размера субсидий на оплату коммунальных услуг; Расчёт финансовых потребностей для реализации программы производился, исходя из ежегодной динамики совокупной потребности в капитальных вложениях для реализации всей программы проектов. Все расчёты в Программе производились с помощью программы электронных таблиц Microsoft Office Excel по алгоритмам, определённым для каждого расчётного показателя, исходя из используемых первичных данных. Построенные модели (таблицы) позволяют оперативно вносить изменения в расчёты при изменении (уточнении) первичных (исходных) данных, значений индикаторов, нормативно устанавливаемых параметров и т.д.
|
|