Погода
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИХАЙЛОВСКИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Возраст: с 8 лет до 18 лет. Срок реализации программы: - 6 лет.
Программа разработана: методист – Тремасов Ю.Ю. Тренер-преподаватель по волейболу: - Грибовский В. Р.
ЗАТО Михайловский 2015 г. Пояснительная записка.
Образовательная программа (далее по тексту программа) разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ: - Закон РФ «Об образовании»; - Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, зарегистрированое в Минюсте РФ 2 августа 2012 года. - Пункт 10 статьи 2, статья 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354) - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. № 4594), - Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ 03.06.2003 г.). Программа составлена для тренеров-преподавателей и руководителей учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности и является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы ДЮСШ. Она охватывает всю систему подготовки от новичков до спортсменов-разрядников. В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов. Направленность: физкультурно-спортивная. Форма обучения: очная. Образовательная программа рассчитана на воспитанников возраста от 8 до18 лет. Образовательная программа содержит научно-обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки. Цели – приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни. - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров Задачи Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач: обучающие: - ознакомить с историей развития волейбола; - освоить технику и тактику игры в волейбол; - ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена; - подготовить инструкторов и судей по волейболу. воспитывающие: - воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов; развивающие: - способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств. Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по волейболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, , соревнований волейболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся. Для более эффективной подготовки юных волейболистов необходимо построить учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям: - повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к волейболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки; - усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов; - повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных волейболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите; - осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки; - повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса. Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы. В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке волейболистов высокого класса. Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки. Подготовка юных спортсменов предусматривает два этапа: этап начальной подготовки 1 и 2 года обучения и учебно-тренировочный этап 1,2,3,4-го года обучения. В адаптированную программу не включен спортивно-оздоровительный этап и этап спортивного совершенствования, т. к. в ДЮСШ на отделении волейбола нет спортивно-оздоровительных групп и групп спортивного совершенствования. Ожидаемые результаты Изучение данной программы должно представить учащимся возможность: Создать целостное представление о влиянии занятий физической культурой на развитие личности человека, предупреждения профессиональных заболеваний и профилактику вредных привычек; Приобрести судейские навыки, умения правильно разрабатывать планы индивидуальных занятий, оказания доврачебной помощи. Повысить физическую подготовленность и уровень физических способностей средствами современных спортивно-оздоровительных систем. Основополагающие принципы 1.1. Комплексность- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса( физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). 1.2. Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности. 1.3. Вариативность- предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки. Формирование групп: 2.1. Начальной подготовки(НП)- на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта- волейбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. 2.2. Учебно-тренировочный этап(УТ). Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования по общей физической и специальной подготовке. 2.3. Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.
Задачи ГНП.
Общие задачи УТГ.
Весь период подготовки на УТ этапе разделить еще на два по некоторой общности задач.
Задачи 1 и 2-го года обучения УТГ. 1.Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости. 2.Обучение приемам игры, совершенствование их в тактических действиях. 3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Волейболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет. 4.Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.
Задачи 3 и 4-го года обучения УТГ .
Контрольные нормативы для ГНП 1 и 2 года обучения. Общая физическая подготовка (ОФП). Бег30 м(сек.) – 6,0 юн, 6,1 дев Прыжок в длину с места (см) – 160 юн, 150 дев Челночный бег 3*10 м(с) – 9,0 юн, 9,2 дев Бег 5 мин (с)- 940 юн, 900 дев Бег 92 м с изменением направления (елочка, сек) – 32 юн, 35 дев Подтягивание на перекладине-2 Специальная физическая подготовка (СФП). Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сидя (м) – 3,5 Прыжок вверх (см) – 35 Подача верхняя в пределы площадки (кол-во)-1 Верхняя и нижняя передача в парах (кол-во)-5
Контрольные нормативы для УТГ 1 года обучения. Общая физическая подготовка (ОФП). Бег30 м(сек.) – 5,7 юн, 5,9 дев Прыжок в длину с места (см) – 180 юн, 160 дев Челночный бег 3*10 м(с) – 8,0 юн, 6,0 дев 8,4 Бег 5 мин (с)- 1250 юн, 1000 дев Бег 92 м с изменением направления (елочка, сек) – 30 юн, 32 дев Специальная физическая подготовка (СФП). Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сидя (м) – 4,5 Прыжок вверх (см) – 45 Подача верхняя в пределы площадки (кол-во)-3 Верхняя и нижняя передача у стены (кол-во)-6
Контрольные нормативы для УТГ 2 года обучения. Общая физическая подготовка (ОФП). Бег30 м(сек.) – 5,2 Прыжок в длину с места (см) – 190 Челночный бег 3*10 м(с) – 7,8 Бег 5 мин (с)- 1350 Бег 92 м с изменением направления (елочка, сек) – 28 Специальная физическая подготовка (СФП). Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сидя (м) – 5,5 Прыжок вверх (см) – 50 Подача верхняя в пределы площадки (кол-во)-4 Верхняя и нижняя передача у стены (кол-во)-8
Контрольные нормативы для УТГ 3 года обучения. Общая физическая подготовка (ОФП). Бег30 м(сек.) – 5,4 юн, 5,8 дев Прыжок в длину с места (см) – 200 юн, 170 дев Челночный бег 3*10 м(с) – 7,6 юн, 8,0 дев Бег 5 мин (с)- 1450 юн, 1100 дев Бег 92 м с изменением направления (елочка, сек) – 27 юн, 30 дев Специальная физическая подготовка (СФП). Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сидя (м) – 7,0 Прыжок вверх (см) – 60 Подача верхняя в заданную зону (кол-во)-2 Верхняя и нижняя передача из зоны 3 (кол-во)-5 Нападающий удар(кол-во)-3
Контрольные нормативы для УТГ 4 года обучения. Общая физическая подготовка (ОФП). Бег30 м(сек.) – 5,2 юн, 5,6 дев Прыжок в длину с места (см) – 210 юн, 190 дев Челночный бег 3*10 м(с) – 7,4 юн, 7,8 дев Бег 5 мин (с)- 1500 юн, 1200 дев Бег 92 м с изменением направления (елочка, сек) – 27 юн, 29 дев Специальная физическая подготовка (СФП). Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сидя (м) – 8,0 Прыжок вверх (см) – 70 Подача верхняя в заданную зону (кол-во)-3 Верхняя и нижняя передача из зоны 3 (кол-во)-6 Нападающий удар(кол-во)-4
Учебно- тематический план.
Содержание программы первого года обучения ГНП Раздел . Теория. Знакомство с планом работы ДЮСШ и группы. Правила поведения в ДЮСШ. История развития волейболаСоблюдение правил безопасной работы в спортивном зале. Спорт и здоровье. Соблюдение гигиены спортсменом. Распорядок дня юного волейболиста. Правила волейбола. Раздел. Общая физическая подготовка (ОФП). Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты. Раздел. Специальная физическая подготовка (СФП). Различные виды бега, упражнения на координацию движения, челночный бег. Ведение, передачи мяча сверху, снизу, подача, жонглирование мячом. Раздел . Двухсторонние игры. Игры между группами в ДЮСШ.
Содержание программы второго года обучения ГНП Раздел . Теория. Соблюдение правил безопасной работы в спортивном зале.История развития вида спорта. Врачебный контроль при занятиях спортом. Соблюдение гигиены спортсменом. Правила волейбола. Раздел . Общая физическая подготовка (ОФП). Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты. Раздел . Специальная физическая подготовка (СФП). Различные виды бега, упражнения на координацию движения, челночный бег. Ведение, передачи мяча сверху, снизу, подача, жонглирование мячом. Раздел . Двухсторонние игры. Игры между группами в ДЮСШ.
Содержание программы первого года обучения УТГ Раздел . ТеорияТехника безопасности в спортивном зале. Физическая культура и спорт в России. Психологическая, волевая подготовка. Морально-волевой облик спортсмена. Этикет.Раздел . Общая физическая подготовка (ОФП). Физические упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и быстроты. Раздел . Специальная физическая подготовка (СФП). Прыжки, падения на месте и после перемещений. Игровые упражнения игры в ручной мяч, волейбол. Акробатика Раздел . Техническая подготовка. Техника нападения, техника защиты, действия игрока с мячом и без мяча Раздел . Тактическая подготовка. Тактика нападения, тактика защиты. Раздел . Двусторонние игры. Товарищеские встречи с командами других клубов. Участие в соревнованиях по плану федерации волейбола.
Содержание программы второго года обучения УТГ Раздел . ТеорияТехника безопасности в спортивном зале. Физическая культура и спорт в России. Психологическая, волевая подготовка. Морально-волевой облик спортсмена. Этикет.Раздел . Общая физическая подготовка (ОФП). Физические упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и быстроты. Раздел . Специальная физическая подготовка (СФП). Прыжки, падения на месте и после перемещений, аккробатика Игровые упражнения игры в ручной мяч, волейбол. Раздел . Техническая подготовка. Техника нападения, техника защиты, действия игрока с мячом и без мяча Раздел . Тактическая подготовка. Тактика нападения, тактика защиты. Раздел . Двусторонние игры. Товарищеские встречи с командами других клубов. Участие в соревнованиях по плану федерации волейбола.
Содержание программы третьего года обучения УТГ Раздел . ТеорияПравила соревнований и судейства. Физическая культура и спорт в России. Психологическая, волевая подготовка.Раздел . Общая физическая подготовка (ОФП). Физические упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и быстроты. Раздел . Специальная физическая подготовка (СФП). Прыжки через скамейку, падения на месте и после перемещений. Игровые упражнения игры в ручной мяч, волейбол. Раздел . Техническая подготовка. Техника нападения, техника защиты, действия игрока с мячом и без мяча Раздел . Тактическая подготовка. Тактика нападения, тактика защиты. Раздел . Двусторонние игры. Товарищеские встречи с командами других клубов. Участие в соревнованиях по плану федерации волейбола. Раздел . Восстановительные мероприятия. Специализированное питание. Массаж и физиотерапевтические средства. Гидропроцедуры. Посещение бассейна. Раздел . Судейская практика. Судейство игр Содержание программы четвертого года обучения УТГ Раздел . ТеорияПравила соревнований и судейства. Физическая культура и спорт в России. Психологическая, волевая подготовка.Раздел . Общая физическая подготовка (ОФП). Физические упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и быстроты. Раздел . Специальная физическая подготовка (СФП). Прыжки через скамейку, падения на месте и после перемещений. Игровые упражнения игры в ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол. Раздел . Техническая подготовка. Техника нападения, техника защиты, действия игрока с мячом и без мяча, блокирование. Раздел . Тактическая подготовка. Тактика нападения, тактика защиты, групповые действия Раздел . Двусторонние игры. Участие в соревнованиях по плану федерации волейбола и облСДЮСШОР. Раздел . Восстановительные мероприятия. Специализированное питание. Массаж и физиотерапевтические средства. Гидропроцедуры. Посещение бассейна. Раздел . Судейская практика. Судейство игр
Раздел. Восстановительные мероприятия для УТГ. Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах. Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Во избежание травм рекомендуется:
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические. Педагогические средства являются основными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла. Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. В спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т. д. эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов. Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю. Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
Раздел. Инструкторская и судейская практика для УТГ. В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки и умения:
Медицинский контроль 1. Контроль за состоянием здоровья спортсмена. Осуществляется врачом ДЮСШ. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год - в конце подготовительного (осень) и соревновательного (весна) периодов. Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, оториноларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога). В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов. Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях. В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Воспитательная работа.
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее со время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в СОЛ. На протяжении многолетней спортивной подготовке тренер формирует у занимающихся у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям.
Методическое обеспечение программы.
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе волейболисты проходят несколько возрастных групп, в каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая: - постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей; - планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами; - переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для волейболиста; - увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки; - увеличение объема тренировочных нагрузок; - повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Методическая последовательность при обучении игре в волейбол будет выглядеть следующим образом:
Каждая из этих групп состоит из отдельных элементов технических приемов, для удобства рассмотрения они объединены в подгруппы. Данная методическая последовательность обучения не является незыблемым правилом, а только помогает на определенном этапе развития игры спланировать процесс обучения. При планировании учебной работы нужно учитывать игровой материал, условия, при которых будет проходить обучение, и, главное, всегда должна быть ясна задача обучения. Каждый инструктор и тренер должен начинать занятие с новичками со знакомства с основными элементами технических приемов групп, приведенных выше. Например, сначала надо разобрать нижнюю подачу, несмотря на то, что она относится к четвертой группе, нежели верхнюю передачу в прыжке, хотя она относится ко второй группе. Однако, это элемент более позднего периода обучения, очень сложный, а для новичка необходимо сначала освоить правильную подачу. При правильной постановке обучения, начинающего ознакамливают, прежде всего, с тем, какую ему надо принять стойку и как передвигаться для того, чтобы хорошо отбить мяч. В начале хорошо познакомить новичка с мячом только в подкидывании и ловле мяча. Если бросок выполняется правильно (с вытягиванием обеих рук) и мяч при этом брошен дугой таким образом, что сразу же его можно поймать (верхнее касание двумя руками), то новичок научится предугадывать путь полета мяча и сможет перемещаться в нужном направлении. Это является основой для исходной стойки «выйти под мяч», которая при неправильном руководстве долго осваивается новичками и считается недостигаемым искусством. Далее игрок сокращает время, когда он держит мяч в руках за счет того, что мяч при ловле уже не притягивается к груди, а остается вначале перед лицом, а затем над головой. После этих упражнений мяч уже не ловится, а сразу отбивается. Далее изучается передача с большей целенаправленностью. Для этого игрок производит одну верхнюю передачу над собой, а затем вторую - уже на определенное место площадки. Затем то же, но через сетку в различные места площадки. Как только игроки ознакомятся с верхней передачей и в процессе обучения приобретут правильные навыки движения, надо закрепить элемент, используя различные видоизменения и комбинации, постепенно усложняя их. Повторение лучше проводить в виде увлекательных и разнообразных упражнений, но при этом следить за правильной техникой выполнения элементов, так как могут быть усвоены неправильные навыки. При формировании навыка различают ряд относительно выраженных стадий, которым соответствуют определенные этапы педагогического процесса - обучения техническим приемам и тактическим действиям:
На первой стадии становления навыка педагог должен максимально облегчить занимающемуся овладение основой технического приема, создать ему такие условия, чтобы уже при первых попытках выполнить прием ощущения спортсмена были бы идентичны ощущениям во время правильного выполнения. Надо исключить возможность появления ошибок, оградить учащихся от влияния «сбивающих факторов», всякого рода помех и так далее. Первостепенное значение в этом случае имеют подводящие упражнения. На второй стадии при образовании динамического стереотипа необходимо стремиться к сформированию гибкого навыка, прочного в своей основе, но пластичного во внешнем своем проявлении. Достигается это за счет усложнения самого технического приема и особенно условий, в которых он выполняется. Система усложнения условий способствует воспитанию тактических умений, связанных с применением технического приема в игре. На третьей стадии акцент делается на тактику. Технический прием должен применяться на надежной основе, позволяющей сосредоточить внимание на анализе игровой ситуации, выборе более разумного ответного действия и своевременном и результативном его применении. Автоматизация позволяет сосредоточиться на эффективности применения технического приема в игре и ее высшей форме проявления -соревнованиях. В методике обучения волейболистов выделяют следующие этапы:
Методику обучения волейболу рассмотрим на примере обучения одного из волейбольных приемов (верхняя передача двумя руками). Широкое внедрение в практику волейбола приема мяча снизу способствовало тому, что передача сверху мячей, летящих с большой скоростью (после подач и нападающих ударов) в настоящее время фактически не применяется. В этой связи и техника передачи мяча сверху претерпела некоторые изменения, основным из которых является повышение места (точки) соприкосновения рук с мячом - вверху над лицом. Это обеспечивает более высокую точность и стабильность передач мяча. Этим изменением и обусловлена методика выполнения специальных упражнений. Общеразвивающие упражнения
По мере развития силы рук упражнения 4, 5, 7 выполняются в упоре лежа на пальцах. Подготовительные упражнения 1. Толчки набивного мяча вперед-вверх из исходного положения вверху над лицом. Толчок выполняется последовательным разгибанием ног и рук. Упражнение может выполняться как индивидуально (в стену), так и с партнером. Первоначально расстояние до стены 1 м, до партнера - 2 м. При ловле мяча руки напряжены и не опускаются ниже уровня головы. Скорость полета мяча погашается в основном за счет сгибания ног в коленях и упругого взаимодействия кистей рук.
Подводящие упражнения
отрицательно скажется на технике передачи, Если занимающемуся не удается серийное выполнение передач, необходимо упростить условия - выполнять передачи после бросков и отскока мяча от стены. Расстояние до стены 2м, высота передач - 2,5-3 м. К передачам мяча в стену (в мишень на стене) следует периодически возвращаться как к эффективному средству совершенствования техники и меткости передач. Упражнения по технике При выполнении соревновательных упражнений необходимо строго придерживаться принципа последовательности от простого к сложному: на месте, после передвижения, в структуре игровых взаимодействий, в игре.
Соревнование в передачах (подготовительная игра в волейбол), Две команды занимающихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания. Команда, выигравшая право на передачу, меняется зонами площадки, хороший эффект данное упражнение оказывает при наличии нескольких уменьшенных площадок с составом команд 4x4. Близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком.
Список литературы.
|
|