Версия для слабовидящих:
официальный сайт ЗАТО - поселок Михайловский
Погода


БеМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                         ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО

              АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ       

                         МИХАЙЛОВСКИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

ПРИНЯТО:

Педагогическим Советом

Протокол №  5

от «1» ноября 2015 года.

 

         УТВЕРЖДЕНО:

Директор МКУДО

ДЮСШ ЗАТО Михайловский

____________ Тремасов Ю.Ю.

«1» ноября 2015 г.

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст: с 10 лет до 18 лет.

Срок реализации программы: - 6 лет.

 

                                          Программа разработана: методист – Тремасов Ю.Ю.

                              Тренер-преподаватель по тяжелой атлетике: - Исаев А. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАТО Михайловский

2015 г.

Пояснительная записка.

 

Образовательная программа (далее по тексту программа) разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, зарегистрированое в Минюсте РФ 2 августа 2012 года.

- Пункт 10 статьи 2, статья 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354)

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. № 4594),

- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ 03.06.2003 г.).

     Программа составлена для тренеров-преподавателей и руководителей учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности и является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы ДЮСШ.

Она охватывает всю систему подготовки от новичков до спортсменов-разрядников.

    В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов. 

Направленность: физкультурно-спортивная.

Форма обучения: очная.

Образовательная программа рассчитана на воспитанников возраста от 8 до18 лет.

Образовательная программа содержит научно-обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки.

Цели

 – приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.

- реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров

Задачи

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

обучающие:

- ознакомить с историей развития тяжелой атлетики;

- освоить технику и тактику тяжелой атлетики;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- подготовить инструкторов и судей по тяжелой атлетике.

воспитывающие: 

- воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;

развивающие:

- способствовать развитию  специальных физических качеств: быстроты, выносливости,  скоростно-силовых качеств.

Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по тяжелой атлетике, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей,  соревнований тяжелоатлетов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.

Для более эффективной подготовки юных тяжелоатлетов необходимо построить  учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям:

- повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к тяжелой атлетике и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;

- усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;

- повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных тяжелоатлетов и команды в целом в рамках избранных систем занятий;

- осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных занятий с целью решения основных задач по видам подготовки;

- повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса.

Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.

В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке тяжелоатлетов  высокого класса.

Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

            Подготовка юных спортсменов предусматривает два этапа: этап начальной подготовки 1 и 2 года обучения и учебно-тренировочный этап  1,2,3,4-го года обучения.

В адаптированную программу не включен спортивно-оздоровительный этап и этап спортивного совершенствования, т. к. в ДЮСШ на отделении тяжелой атлетики нет спортивно-оздоровительных групп и групп спортивного совершенствования.

Ожидаемые результаты

Изучение данной программы должно представить учащимся возможность:

Создать целостное представление о влиянии занятий физической культурой на развитие личности человека, предупреждения профессиональных заболеваний и профилактику вредных привычек;

Приобрести судейские навыки, умения правильно разрабатывать планы индивидуальных занятий, оказания доврачебной помощи.

Повысить физическую подготовленность и уровень физических способностей средствами современных спортивно-оздоровительных систем.

Основополагающие принципы

     1.1. Комплексность- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса( физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

     1.2. Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

     1.3. Вариативность- предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

Формирование групп:

      2.1. Начальной подготовки (НП)- на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта- тяжелой атлетики, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов  для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

      2.2. Учебно-тренировочный этап (УТ). Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования по общей физической и специальной подготовке.

       2.3. Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной  и соревновательной работы.

 

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.

Наименование этапа

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное

 число учащихся

в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец спортивного года

 

ГНП

 

До 1 года

 

10

 

15

 

6

Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке

 

Свыше 1 года

 

---

 

14

 

9

 

УТГ

 

1 г/о

 

---

 

12

 

12

Уровень спортивных результатов, выполнение нормативов по СФП, ОФП и технической подготовке

 

2 г/о

 

---

 

12

 

14

 

3 г/о

 

---

 

12

 

16

 

4 г/о

 

---

 

12

 

18

 

Задачи ГНП.

  1. Отбор способных к занятиям тяжелой атлетикой детей.
  2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками тяжелоатлета.
  5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
  6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами тяжелой атлетики.

 

 Общие задачи УТГ.

  1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
  2. Совершенствование СФП.
  3. Овладение всеми приемами и тактическими действиями.
  4. Индивидуализация подготовки.
  5. Начальная специализация.
  6. Овладение основами тактики.
  7. Воспитание навыков соревновательной деятельности по тяжелой атлетике.

     Весь период подготовки на УТ этапе разделить еще на два по некоторой общности задач.

 

                            Организационно-методические рекомендации

     В настоящее время система многолетней подготовки тяжелоатлетов требует от тренеров-преподавателей подбор средств и методов, способных повышать эффективность и ускорять процесс подготовки.

     Цель подготовки тяжелоатлетов заключается в достижении физического и нравственного совершенства.

     Учебно-тренировочный процесс по тяжелой атлетике строится в соответствии с задачами, стоящими на каждом этапе спортивной подготовки.

      На этапе начальной подготовки: укрепление здоровья и закаливание организма; всестороннее физическое развитие; обучение технике тяжелоатлетических упражнений; формирование интереса к тяжелой атлетике; воспитание морально-волевых качеств; приобретение первого опыта участия в соревнованиях.

     На учебно-тренировочном этапе: дальнейшее укрепление здоровья; повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности; развитие двигательных и воспитание моральных волевых качеств; изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений; приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях; приобретение знаний и навыков тренера и судьи; выполнение нормативов юношеского 3, 2, 1 спортивных разрядов.

     Изучаемый материал распределяется по годам обучения в определенной последовательности в соответствии с физической и технической подготовленностью занимающихся.

     Успех работы тренеров-преподавателей зависит от хорошо организованного отбора. Тяжелая атлетика – специфический вид спорта, в котором большое значение имеют силовые и скоростно-силовые качества, гибкость, пропорции скелета, оптимальное соотношение роста и веса.

      Проблема отбора способных подростков к занятиям тяжелой атлетикой становится более актуальной. Поэтому, тренерам-преподавателям следует определять уровень физического развития и функциональных возможностей поступающих

     Отбор в учебно-тренировочные группы целесообразно проводить в три этапа (в группах начальной подготовки), оценивая общефизическую и специальную подготовленность по показателям рекомендуемых контрольных упражнений в данной программе: - после первого года обучения; - после второго года обучения.

     Основными формами организации учебно-тренировочной работы являются:

- теоретические занятия – проводятся в форме лекций или бесед тренеров-преподавателей, врачей и других специалистов с демонстрацией наглядных пособий. Некоторые вопросы теоретической подготовки разбираются на практических занятиях. Занятия необходимо проводить с учетом возраста и объема знаний занимающихся. В старших группах вопросы теории должны раскрываться более подробно, углубленно, с использованием современных научных данных;

- индивидуальные занятия в соответствии с планами, заданиями;

- участие в соревнованиях, матчевых встречах;

- учебно-тренировочные занятия, проводимые на учебно-тренировочных сборах, в спортивно-оздоровительных лагерях;

- просмотр и методический разбор спортивных соревнований, учебных фильмов;

- тренерско-судейская практика;

- медико-восстановительные мероприятия;

- групповой урок.

        Групповой урок состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Для каждой части определяются свои задачи и средства их решения.

      Подготовительная часть (примерно 15-20% урока): организация занимающихся, изложение задач и содержание урока, разминка и подготовка организма атлетов к выполнению нагрузок, формирование осанки, развитие координации движений и т.п.

      Основная часть (примерно 65-70%): изучение, совершенствование техники упражнений, элементов; дальнейшее развитие скоростно-силовых качеств.

      Заключительная часть (примерно 20-10%): приведение организма занимающихся в состояние относительного покоя, подведение итогов занятия.

      Процесс подготовки квалифицированных тяжелоатлетов включает в себя: физическую, теоретическую, морально-психологическую формы подготовки.

      Под физической подготовкой следует понимать общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

      Общая физическая подготовка тяжелоатлета осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий, в которые включаются общеразвивающие упражнения, а также из других видов спорта и т.д. Общая физическая подготовка должна быть обусловлена разнообразностью средств физического развития и относительно частой их сменой в процессе обучения.

      Специальная физическая подготовка включает в себя:

А) изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений – проходит на УТЗ групповым или индивидуальным методом. Овладение техникой выполнения осуществляется последовательно. Обучение технике упражнения в целом, или его элементам проходит три фазы: ознакомление, разучивание, совершенствование. Применяются методы: рассказ, показ и самостоятельное выполнение упражнения или его элементов. Для более эффективного изучения и совершенствования техники рекомендуется применять средства срочной информации. Но изучение и совершенствование техники выполнения упражнений должны быть обусловлены основной особенностью методики тренировки – отсутствие ближайшей установки на максимальный результат, т.к. форсированная, узконаправленная подготовка не может обеспечить разностороннего физического развития и оказывается «тормозом» для роста спортивных достижений. В процессе обучения спортивной технике полезно в начале сформировать навыки и развить специализированные физические качества, которые являются общими и характерными для всех соревновательных упражнений:

- умение эффективно управлять мышцами ног и туловища;

- устойчивое равновесие на ограниченной площади опоры;

- быстрота сокращения мышечных групп.

Б) специфические качества тяжелоатлетов развиваются с помощью специальных упражнений.

      В основе планирования тренировочного процесса лежат закономерности развития спортивной формы и особенности календаря соревнований. Культура поведения, доброжелательность старших по отношению к учащимся, примеры трудолюбия, скромности, честности играют большую роль в нравственности, морально-волевых качеств спортсменов. Одинаковые права и единые требования к занимающимся облегчают построение педагогического процесса.

Примечание

- спортивные разряды присваиваются в соответствии с требованиями ЕВСК;

- в таблице «Нормативная база» установлены обязательные требования к уровню спортивной подготовленности учащихся для комплектования учебных групп.

    В отдельных случаях, по решению тренерского совета учащиеся, не имеющие соответствующих спортивных разрядов, могут быть зачислены, в порядке исключения, в данную группу при условии, что эти учащиеся имеют предшествующий разряд и физические данные, позволяющие достичь требуемого уровня спортивной подготовки.

     Наряду с нормативами по спортивной подготовленности, при комплектовании учебных групп, учитывается выполнение учащимися нормативов по ОФП..

      Учебно-тренировочная, воспитательная, оздоровительная работа проводится в течении всего года.

      Количество учебно-тренировочных часов в день в летний период может быть увеличено с целью выполнения годового плана-графика спортивной работы (например, до 2-х тренировок в день)

 

                          Нормативная база

№ п/п

Этапы подготовки

Уровень мастерства (уровень квалификационной степени)

1

Начальная подготовка 1-о года обучения

б/р

2

Начальная подготовка 2-о года обучения

б/р - 2 юн.

3

Учебно-тренировочная группа 1-о года обучения

2-1 юн.

4

Учебно-тренировочная группа 2-о года обучения

2-1 юн.

5

Учебно-тренировочная группа 3-о года обучения

1-3 р.

6

Учебно-тренировочная группа 4-о года обучения

1-2 р.

Примечание: продолжительность одного учебно-тренировочного занятия не может превышать на этапе начальной подготовки – 2, учебно-тренировочном этапе 1-о и 2-о годов обучения – 3-х, учебно-тренировочном этапе 3-о и 4-о годов обучения 4-х академических часов.

 

 

 

 

 

 

Учебно- тематический план.

 

п/п

Разделы программы

Группы начальной

Подготовки

Учебно-тренировочные

группы

1 год

2 год

1

год

2

год

   3

    год

4

год

1

 

 

 

2

 

 

 

  3

 

 

  4

 

 

  5

 

 

  6

 

 

  7

 

 

 

  8

 

 

9

Общая физическая подготовка

 

Специальная физическая подготовка

 

Техническая подготовка

 

Тактическая подготовка

 

Теоретическая подготовка

 

Контрольные нормативы

 

Участие в соревнованиях по календарному плану

Инструкторская и судейская практика

Восстановительные мероприятия

 

Общее количество часов

102

 

 

 

42

 

 

 

135

 

 

30

 

 

7

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

322

114

 

 

 

61

 

 

 

187

 

 

38

 

 

14

 

 

8

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

430

104

 

 

 

68

 

 

 

218

 

 

54

 

 

20

 

 

8

 

 

14

 

 

 

26

 

 

26

 

 

 

 

538

104

 

 

 

87

 

 

 

280

 

 

64

 

 

21

 

 

10

 

 

18

 

 

 

36

 

 

26

 

 

 

 

646

72

 

 

 

90

 

 

 

282

 

 

78

 

 

24

 

 

8

 

 

24

 

 

 

38

 

 

30

 

 

 

 

646

72

 

 

 

129

 

 

 

326

 

 

90

 

 

25

 

 

8

 

 

30

 

 

 

40

 

 

32

 

 

 

 

752

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачетные требования по общей и специальной физической подготовке тяжелоатлетов

 

№ п/п

Упражнение

Оценка

Возраст (лет)

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Бег 60 м. сек.

Отл.

10

9,6

9,2

8,8

 

 

 

 

 

Хор.

10,8

10,4

10,0

9,6

 

 

 

 

 

Удовл.

11,6

11,4

10,8

10,4

 

 

 

 

 

2

Бег 100 м. сек.

Отл.

 

 

 

 

14,6

14,4

14,2

13,8

13,6

Хор.

 

 

 

 

14,8

14,6

14,4

14,2

14,0

Удовл.

 

 

 

 

15,2

15,0

14,7

14,6

14,5

3

Прыжок в длину с места см.

Отл.

170

180

195

205

215

230

240

250

260

Хор.

155

165

180

190

200

215

225

235

240

Удовл.

140

150

165

175

190

200

210

215

220

4

Прыжок в высоту с места см.

Отл.

70

75

80

85

90

95

100

110

115

Хор.

65

70

75

80

85

90

95

105

110

Удовл.

60

65

70

75

80

85

90

100

105

5

Подтягивание на перекладине раз.

Отл.

5

5

6

7

8

10

12

14

15

Хор.

3

4

4

5

6

8

10

12

13

Удовл.

2

3

3

4

4

6

8

10

11

6

Отжимание из упора лежа раз

Отл.

25

35

40

45

12

14

16

18

20

Хор.

20

30

35

40

8

10

12

14

16

Удовл.

15

25

30

35

6

7

8

10

12

7

Результаты в сумме двоеборья

 

б/р

3 юн.

2 юн.

2-1 юн.

1юн. 3р.

3 р.

2 р.

2-1 р.

1 р.

 

Зачетные требования по технико-тактической подготовке тяжелоатлетов

 

Критерии освоения технических и тактических действий, уровень освоения, оценка

Назвать и выполнить техническое или тактическое действие в стандартных условиях

Неудовлетворительно

Не выполнил; назвал и выполнил с грубыми ошибками

Хорошо

Назвал и выполнил с незначительными ошибками

Отлично

Назвал и выполнил без ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая подготовка тяжелоатлетов

 

Содержание занятий

Группы по годам обучения

НП 1 г.

НП 2г.

УТ 1 г.

УТ 2г.

УТ 3г.

УТ 4г.

Физическая культура и спорт в России

1

1

1

1

1

1

Обзор развития тяжелой атлетики

1

1

1

1

1

1

Краткие сведения о организме человека

1

1

1

1

1

1

Влияние физических упражнений на организм человека, влияние упражнений с отягощениями на организм занимающихся

-

1

1

1

1

1

Гигиена, закаливание, режим, питание

1

1

1

1

1

1

Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи

1

1

2

3

4

3

Основы спортивного массажа

-

1

1

1

2

2

Техника выполнения упражнений тяжелой атлетики

1

1

1

1

1

4

Методика обучения, тренировки

-

1

4

4

4

4

Планирование спортивной тренировки

-

-

2

2

2

2

Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки

-

1

1

1

1

1

Общая и специальная физическая подготовка

-

1

1

1

1

1

Организация соревнований, правила соревнований

-

1

1

1

2

1

Места занятий, оборудование, инвентарь

-

1

1

1

1

1

Зачетные требования

1

1

1

1

1

1

Итого часов

7

14

20

21

24

25

 

Общая физическая подготовка

    ОФП осуществляется строевыми упражнениями, общеразвивающими упражнениями без предметов и с предметами, упражнениями на гимнастических снарядах, упражнениями других видов спорта.

  1. Строевые упражнения – раскрывают понятия о строе, выполнении команд, расчет группы, повороты, движения.
  2. Общеразвивающие упражнения без предметов – упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, для ног, для всех частей тела
  3. Общеразвивающие упражнения с предметами – со скакалкой, набивными мячами, гимнастической палкой и т.д.
  4. Упражнения на гимнастических снарядах:

- канат (лазание по вертикальному канату, шесту с помощью рук и ног, лазание без помощи ног, размахивание в висе);

- «козел» (опорные прыжки ноги врозь, согнув ноги, боком, вскочить на козла и соскочить и т.п.);

- перекладина (подтягивание, качание, переворот в упоре, соскоки и т.д.);

- гимнастическая стенка (в висе- поднимание и опускание согнутых и прямых ног, разведение и сведение, круговые движения ногами и т.д.; стоя у стенки- наклон туловища вперед, назад, в стороны с опорой о рейку, лежа или сидя, наклоны вперед, назад и т.д.).

5.  Акробатика: кувырок вперед, назад, в стороны; стойки на лопатках, на плечах, стойка на руках у стены и с помощью партнера, кувырки с разбега вперед, стойка на голове, переворот колесом, мост, кувырок назад в стойку на голове, то же в стойку на руках.

6.   Легкая атлетика: бег 60 м.,  100 м., прыжок в длину с места, в высоту с места, метание и т.д..

7.    Спортивные игры: баскетбол, волейбол, бадминтон, ручной мяч, н/теннис, футбол и т.д.

8.    Подвижные игры: игры с бегом, с прыжками, с метанием, с перетягиванием каната, эстафеты и т.д.

9.     Плавание: овладение техникой плавания, плавание на дистанции 25, 50, 100 м., прыжки в воду, ныряние, игры, приемы спасения утопающего.

 

Специальная физическая подготовка  

    Специальная физическая подготовка тяжелоатлетов включает в себя: изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, развитие специфических качеств тяжелоатлета. Оба раздела применяются в учебно-тренировочном процессе параллельно и на всех этапах спортивной подготовки.

       Изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений.

 А) Рывок

 Старт: подход к штанге, постановка ног, дыхание, стартовое положение (захват, ширина хвата, положение рук, ног, туловища, головы). Разновидности старта (статистический, динамический). Дыхания перед выполнением упражнения.

    Поднимание штанги до ухода в подсед – тяга, подрыв. Тяга: направление, амплитуда и скорость движения звеньев тела, характер мышечных усилий. Подготовка к подрыву и подрыв: определение места начала подрыва, положение звеньев тела перед подрывом, направление, амплитуда и скорость движения отдельных звеньев, согласование мышечных усилий.

     Уход в подсед. Действия атлета при уходе в подсед способствуют дальнейшему подъему штанги. Способы ухода (разножка, ножницы). Взаимодействие атлета со штангой. Зависимость высоты фиксации штанги в подседе от подвижности в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Величины углов в этих суставах.

     Вставание из подседа, выпрямление ног, туловища, перестановка ног, фиксация штанги. Опускание штанги на помост. Дыхание при рывке.

Б) Толчок

   Подъем штанги на грудь. Старт. Подход к штанге, постановка ног, дыхание, стартовое положение (захват, ширина хвата, местонахождение звеньев тела). Разновидность старта: динамический (с подготовленными горизонтальными и вертикальными движениями); статистический. Выбор наиболее целесообразного старта и закрепление техники его выполнения.

   Начало подъема (тяга): направление, амплитуда, скорость движения звеньев тела, характер мышечных усилий. Нахождение оптимальных соотношений в разгибании коленных и тазобедренных суставов с учетом силы мышц ног и туловища.

   Подготовка к подрыву, подрыв: определение места начала подрыва, положение звеньев тела перед подрывом, характер развиваемых мышечных усилий. Направление, амплитуда и скорость движения звеньев тела в подрыве.

   Уход под штангу способами: полуприсед, разножка, ножницы; перестановка ног; взаимодействие атлета и штанги (подведение - подворот локтей под гриф, опускание туловища - отклон, прогиб); местонахождение звеньев тела в крайнем нижнем положении ухода.

    Вставание со штангой: выпрямление ног, туловища, перестановка, перестановка ног, место грифа на груди, переход в исходное положение для толчка со штангой

    Толчок штанги от груди. Исходное положение: со штангой на груди, определение наиболее эффективного местонахождения грифа и звеньев тела. Предварительное приседание: направление движения, глубина приседания. Толчок: направление, характер развиваемых мышечных усилий.

    Уход под штангу способами: полуприсед (без расстановки ног) и «ножницы», перестановка ног в переднее – заднем направлении; взаимодействие атлета и штанги (опускание туловища, выпрямление рук); движения звеньев тела при уходе под штангу; местонахождение звеньев тела в крайнем нижнем положении ухода.

   Вставание со штангой: порядок перестановки ног. Фиксация штанги, опускание штанги на помост. Дыхание при толчке.

    Совершенствование техники рывка – целостное и расчлененное выполнение отдельных периодов и фаз движения со штангой разного веса.

   Специально-вспомогательные упражнения: рывок в полуприсед, рывок  без подседа, рывок с виса, рывок стоя на взвешивании, приседая со штангой на выпрямленных руках. Выполнение тяги рывковой с различными отягощениями в быстром, среднем, медленном темпе и т.д. Электростимуляционная избирательная тренировка мышц.

   Совершенствование техники толчка – целостный и расчлененный метод выполнения классического толчка.

   Специально-вспомогательные упражнения: подъем штанги в полуприсед, подъем на грудь с подставок, стоя на возвышении, тяга толчковая с подрывом, без подрыва, приседания со штангой на груди и на плечах, швунг толчковый, швунг без подседа, толчок штанги из-за головы.

   Развитие специфических качеств тяжелоатлетов.

- рывок и специальные упражнения со штангой для рывка;

- толчок и специальные упражнения со штангой для толчка;

- специальные упражнения со штангой общего значения (рывковые упражнения и подъемы штанги различными способами и с различного исходного положения; ходьба со штангой на плечах, на груди способом «ножницы»; жим штанги ногами; приседания со штангой на плечах и на груди способом «ножницы»; наклоны со штангой на плечах, швуг жимовой, жим со стоек ит.д.)

- упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц (опускание штанги на помост, или до положения в висе; медленное опускание штанги на помост, или до положения в висе; медленное опускание штанги, сгибая ноги и туловище; медленное приседание в подсед со штангой на прямых руках; упоры на закрепленном грифе штанги в различных фазах рывка, толчка и т.д.).

- упражнения с гирями (16, 24, 36 кг.) – подъем к плечу одной и двух гирь, одной и двумя руками; выжимание или толчок одной и двух гирь, одной и двумя руками, одновременно и попеременно; бросание гири одной и двумя руками и т.д.

- упражнения с гантелями (до 12 кг.) – сгибание и разгибание рук в локтевых суставах; выжимание; поднимание рук вверх, вперед, в стороны и т.д., разведение рук в стороны с поворотом, без поворота; прыжки с гантелями; наклоны и движения по кругу с движениями рук и без движения и т.д.

 

Инструкторская и судейская практика

Для групп начальной подготовки

Построение группы, отдача рапорта. Подача команд для начала движения и остановки группы, для ускорения и замедления движения, для поворота на месте и в движении, для перестроений. Обеспечение страховки, обучение способам самостраховки при выполнении тяжелоатлетических упражнений.

Для учебно-тренировочных групп

Подача команд для разновидностей ходьбы, бега, прыжков, более сложных перестроений в разминке. Показ и руководство выполнением ОРУ. Проведение отдельных частей урока. Объяснение и показ классических упражнений в целом и по частям. Умение находить ошибки. Углубленное изучение правил соревнований, приобретение начальных навыков в качестве судьи, судейство соревнований. Составление комплексов разминки. Составление индивидуального плана тренировки на занятие, неделю, месяц. Проведение отдельных частей урока, знакомство с организацией и проведением соревнований.

     Физическая подготовка юных тяжелоатлетов является основой их будущих спортивных достижений. Одним из важнейших условий в занятиях является правильное сочетание физической и технической подготовки. В период учебно-тренировочных занятий на НП отводится 40-60% времени каждого занятия. В соревновательный период время, отводимое на физическую подготовку уменьшается до 30%. При этом каждому занимающемуся дается определенное количество времени на совершенствование того качества, которое отстает в развитии на данном этапе. Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах этой подготовки задачи ее меняются и становятся более целенаправленными.

     Преподаватели секции должны понимать, что успех в достижении высоких спортивных результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.

 

Медико-восстановительные мероприятия

    Для восстановления работоспособности обучающихся ДЮСШ, с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей юного спортсмена применяется широкий круг средств и методов, в соответствии с методическими рекомендациями.

    Медико-восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств: психологические, педагогические, гигиенические, медико-биологические.

    Педагогические средства предусматривают построение одного тренировочного занятия, способствующее стимуляции восстановительных процессов.

    Специальные психологические воздействия – обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляет тренер или психолог.

    Гигиенические средства – требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, инвентарю.

    Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления (ручной, инструментальный массаж, души, ванны, сауны.

     Медико-восстановительные мероприятия проводятся в целях профилактики согласно годовому плану-графику. В случае резкого снижения работоспособности могут проводиться по необходимости.

    Современная система спортивного режима спортсмена состоит из следующих основных элементов:

- оптимальных социально-гигиенических условий микросреды;

- рационального суточного режима;

- личной гигиены;

- специализированного питания;

- закаливания;

- планирования подготовки спортсменов с учетом биоритмов;

- психогигиены;

- отказа от разрушителей здоровья и тренированности (курение, алкоголь, наркотики, допинги);

- специальные средства повышения работоспособности и восстановления (различные виды массажа, гидропроцедуры, бани и т.д.);

- реабилитационных мероприятий после травм и заболеваний спортсменов.

    Обучающийся обязан неукоснительно выполнять режим на всех этапах подготовки. Помимо спортсмена в реализации режима участвуют тренеры-преподаватели и медицинские работники.

 

Воспитательная работа и психологическая подготовка

  Главной задачей в занятиях с обучающимися является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственно спортивная деятельность. Формирование высокого чувства ответственности перед обществом, гражданской направленности и нравственных качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием волевых качеств.

     Психологическая подготовка – воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путем формирования соответствующей системы отношений.

     Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованиям направлена на формирование личности, позволяющей успешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований в частности. Психологическая подготовка здесь выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Центральной фигурой здесь выступает тренер0преподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

     Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочном занятии, в школе и дома – на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала занятий воспитывать спортивное трудолюбие, способность преодолевать специфические трудности, что достигается прежде всего систематическим выполнением тренировочных заданий. На конкретных примерах нужно убеждать спортсмена, что успех в современном спорте зависит от трудолюбия. В процессе занятий все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Тяжелая атлетика. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. (Организационно-методический материал) – М.1985
  2. Бельский И. В. Системы эффективной тренировки. – М.2006г.
  3. Аксенова Л. В. Объемно-силовая система тренировки. – М.2007г.
  4. Бутченко Л. А. Теория и практика физической культуры. – М.1989г.
  5. Воробьев А. Н. Теория и практика физической культуры. 1991
  6. Гольдштейн А. Б. Влияние тренировки в силовых видах спорта на особенности физического развития спортсмена. 1988
  7. Иванов Д. И. Штанга на весах времени. – М.1987
  8. Иорданская Ф. А. Вопросы силовой подготовки спортсменов. – М.1990
  9. История физической культуры и спорта/ Под ред. Столбова В. В. – М.1989

 

 

 

Балаковский интернет-центр
Copyright © 2006-2024 ЗАТО - поселок Михайловский
Создание и разрабока сайта: "Балаковский интернет-центр"
Обратная связь с ЗАТО - пос. Михайловский