Погода
|
БеМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИХАЙЛОВСКИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ
Возраст: с 10 лет до 18 лет. Срок реализации программы: - 6 лет.
Программа разработана: методист – Тремасов Ю.Ю. Тренер-преподаватель по тяжелой атлетике: - Исаев А. А.
ЗАТО Михайловский 2015 г. Пояснительная записка.
Образовательная программа (далее по тексту программа) разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ: - Закон РФ «Об образовании»; - Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, зарегистрированое в Минюсте РФ 2 августа 2012 года. - Пункт 10 статьи 2, статья 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354) - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. № 4594), - Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ 03.06.2003 г.). Программа составлена для тренеров-преподавателей и руководителей учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности и является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы ДЮСШ. Она охватывает всю систему подготовки от новичков до спортсменов-разрядников. В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов. Направленность: физкультурно-спортивная. Форма обучения: очная. Образовательная программа рассчитана на воспитанников возраста от 8 до18 лет. Образовательная программа содержит научно-обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки. Цели – приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни. - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров Задачи Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач: обучающие: - ознакомить с историей развития тяжелой атлетики; - освоить технику и тактику тяжелой атлетики; - ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена; - подготовить инструкторов и судей по тяжелой атлетике. воспитывающие: - воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов; развивающие: - способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств. Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по тяжелой атлетике, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, соревнований тяжелоатлетов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся. Для более эффективной подготовки юных тяжелоатлетов необходимо построить учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям: - повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к тяжелой атлетике и прохождения их через всю систему многолетней подготовки; - усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов; - повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных тяжелоатлетов и команды в целом в рамках избранных систем занятий; - осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных занятий с целью решения основных задач по видам подготовки; - повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса. Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы. В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке тяжелоатлетов высокого класса. Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки. Подготовка юных спортсменов предусматривает два этапа: этап начальной подготовки 1 и 2 года обучения и учебно-тренировочный этап 1,2,3,4-го года обучения. В адаптированную программу не включен спортивно-оздоровительный этап и этап спортивного совершенствования, т. к. в ДЮСШ на отделении тяжелой атлетики нет спортивно-оздоровительных групп и групп спортивного совершенствования. Ожидаемые результаты Изучение данной программы должно представить учащимся возможность: Создать целостное представление о влиянии занятий физической культурой на развитие личности человека, предупреждения профессиональных заболеваний и профилактику вредных привычек; Приобрести судейские навыки, умения правильно разрабатывать планы индивидуальных занятий, оказания доврачебной помощи. Повысить физическую подготовленность и уровень физических способностей средствами современных спортивно-оздоровительных систем. Основополагающие принципы 1.1. Комплексность- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса( физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). 1.2. Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности. 1.3. Вариативность- предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки. Формирование групп: 2.1. Начальной подготовки (НП)- на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта- тяжелой атлетики, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. 2.2. Учебно-тренировочный этап (УТ). Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования по общей физической и специальной подготовке. 2.3. Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.
Задачи ГНП.
Общие задачи УТГ.
Весь период подготовки на УТ этапе разделить еще на два по некоторой общности задач.
Организационно-методические рекомендации В настоящее время система многолетней подготовки тяжелоатлетов требует от тренеров-преподавателей подбор средств и методов, способных повышать эффективность и ускорять процесс подготовки. Цель подготовки тяжелоатлетов заключается в достижении физического и нравственного совершенства. Учебно-тренировочный процесс по тяжелой атлетике строится в соответствии с задачами, стоящими на каждом этапе спортивной подготовки. На этапе начальной подготовки: укрепление здоровья и закаливание организма; всестороннее физическое развитие; обучение технике тяжелоатлетических упражнений; формирование интереса к тяжелой атлетике; воспитание морально-волевых качеств; приобретение первого опыта участия в соревнованиях. На учебно-тренировочном этапе: дальнейшее укрепление здоровья; повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности; развитие двигательных и воспитание моральных волевых качеств; изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений; приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях; приобретение знаний и навыков тренера и судьи; выполнение нормативов юношеского 3, 2, 1 спортивных разрядов. Изучаемый материал распределяется по годам обучения в определенной последовательности в соответствии с физической и технической подготовленностью занимающихся. Успех работы тренеров-преподавателей зависит от хорошо организованного отбора. Тяжелая атлетика – специфический вид спорта, в котором большое значение имеют силовые и скоростно-силовые качества, гибкость, пропорции скелета, оптимальное соотношение роста и веса. Проблема отбора способных подростков к занятиям тяжелой атлетикой становится более актуальной. Поэтому, тренерам-преподавателям следует определять уровень физического развития и функциональных возможностей поступающих Отбор в учебно-тренировочные группы целесообразно проводить в три этапа (в группах начальной подготовки), оценивая общефизическую и специальную подготовленность по показателям рекомендуемых контрольных упражнений в данной программе: - после первого года обучения; - после второго года обучения. Основными формами организации учебно-тренировочной работы являются: - теоретические занятия – проводятся в форме лекций или бесед тренеров-преподавателей, врачей и других специалистов с демонстрацией наглядных пособий. Некоторые вопросы теоретической подготовки разбираются на практических занятиях. Занятия необходимо проводить с учетом возраста и объема знаний занимающихся. В старших группах вопросы теории должны раскрываться более подробно, углубленно, с использованием современных научных данных; - индивидуальные занятия в соответствии с планами, заданиями; - участие в соревнованиях, матчевых встречах; - учебно-тренировочные занятия, проводимые на учебно-тренировочных сборах, в спортивно-оздоровительных лагерях; - просмотр и методический разбор спортивных соревнований, учебных фильмов; - тренерско-судейская практика; - медико-восстановительные мероприятия; - групповой урок. Групповой урок состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Для каждой части определяются свои задачи и средства их решения. Подготовительная часть (примерно 15-20% урока): организация занимающихся, изложение задач и содержание урока, разминка и подготовка организма атлетов к выполнению нагрузок, формирование осанки, развитие координации движений и т.п. Основная часть (примерно 65-70%): изучение, совершенствование техники упражнений, элементов; дальнейшее развитие скоростно-силовых качеств. Заключительная часть (примерно 20-10%): приведение организма занимающихся в состояние относительного покоя, подведение итогов занятия. Процесс подготовки квалифицированных тяжелоатлетов включает в себя: физическую, теоретическую, морально-психологическую формы подготовки. Под физической подготовкой следует понимать общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Общая физическая подготовка тяжелоатлета осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий, в которые включаются общеразвивающие упражнения, а также из других видов спорта и т.д. Общая физическая подготовка должна быть обусловлена разнообразностью средств физического развития и относительно частой их сменой в процессе обучения. Специальная физическая подготовка включает в себя: А) изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений – проходит на УТЗ групповым или индивидуальным методом. Овладение техникой выполнения осуществляется последовательно. Обучение технике упражнения в целом, или его элементам проходит три фазы: ознакомление, разучивание, совершенствование. Применяются методы: рассказ, показ и самостоятельное выполнение упражнения или его элементов. Для более эффективного изучения и совершенствования техники рекомендуется применять средства срочной информации. Но изучение и совершенствование техники выполнения упражнений должны быть обусловлены основной особенностью методики тренировки – отсутствие ближайшей установки на максимальный результат, т.к. форсированная, узконаправленная подготовка не может обеспечить разностороннего физического развития и оказывается «тормозом» для роста спортивных достижений. В процессе обучения спортивной технике полезно в начале сформировать навыки и развить специализированные физические качества, которые являются общими и характерными для всех соревновательных упражнений: - умение эффективно управлять мышцами ног и туловища; - устойчивое равновесие на ограниченной площади опоры; - быстрота сокращения мышечных групп. Б) специфические качества тяжелоатлетов развиваются с помощью специальных упражнений. В основе планирования тренировочного процесса лежат закономерности развития спортивной формы и особенности календаря соревнований. Культура поведения, доброжелательность старших по отношению к учащимся, примеры трудолюбия, скромности, честности играют большую роль в нравственности, морально-волевых качеств спортсменов. Одинаковые права и единые требования к занимающимся облегчают построение педагогического процесса. Примечание - спортивные разряды присваиваются в соответствии с требованиями ЕВСК; - в таблице «Нормативная база» установлены обязательные требования к уровню спортивной подготовленности учащихся для комплектования учебных групп. В отдельных случаях, по решению тренерского совета учащиеся, не имеющие соответствующих спортивных разрядов, могут быть зачислены, в порядке исключения, в данную группу при условии, что эти учащиеся имеют предшествующий разряд и физические данные, позволяющие достичь требуемого уровня спортивной подготовки. Наряду с нормативами по спортивной подготовленности, при комплектовании учебных групп, учитывается выполнение учащимися нормативов по ОФП.. Учебно-тренировочная, воспитательная, оздоровительная работа проводится в течении всего года. Количество учебно-тренировочных часов в день в летний период может быть увеличено с целью выполнения годового плана-графика спортивной работы (например, до 2-х тренировок в день)
Нормативная база
Примечание: продолжительность одного учебно-тренировочного занятия не может превышать на этапе начальной подготовки – 2, учебно-тренировочном этапе 1-о и 2-о годов обучения – 3-х, учебно-тренировочном этапе 3-о и 4-о годов обучения 4-х академических часов.
Учебно- тематический план.
Зачетные требования по общей и специальной физической подготовке тяжелоатлетов
Зачетные требования по технико-тактической подготовке тяжелоатлетов
Теоретическая подготовка тяжелоатлетов
Общая физическая подготовка ОФП осуществляется строевыми упражнениями, общеразвивающими упражнениями без предметов и с предметами, упражнениями на гимнастических снарядах, упражнениями других видов спорта.
- канат (лазание по вертикальному канату, шесту с помощью рук и ног, лазание без помощи ног, размахивание в висе); - «козел» (опорные прыжки ноги врозь, согнув ноги, боком, вскочить на козла и соскочить и т.п.); - перекладина (подтягивание, качание, переворот в упоре, соскоки и т.д.); - гимнастическая стенка (в висе- поднимание и опускание согнутых и прямых ног, разведение и сведение, круговые движения ногами и т.д.; стоя у стенки- наклон туловища вперед, назад, в стороны с опорой о рейку, лежа или сидя, наклоны вперед, назад и т.д.). 5. Акробатика: кувырок вперед, назад, в стороны; стойки на лопатках, на плечах, стойка на руках у стены и с помощью партнера, кувырки с разбега вперед, стойка на голове, переворот колесом, мост, кувырок назад в стойку на голове, то же в стойку на руках. 6. Легкая атлетика: бег 60 м., 100 м., прыжок в длину с места, в высоту с места, метание и т.д.. 7. Спортивные игры: баскетбол, волейбол, бадминтон, ручной мяч, н/теннис, футбол и т.д. 8. Подвижные игры: игры с бегом, с прыжками, с метанием, с перетягиванием каната, эстафеты и т.д. 9. Плавание: овладение техникой плавания, плавание на дистанции 25, 50, 100 м., прыжки в воду, ныряние, игры, приемы спасения утопающего.
Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка тяжелоатлетов включает в себя: изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, развитие специфических качеств тяжелоатлета. Оба раздела применяются в учебно-тренировочном процессе параллельно и на всех этапах спортивной подготовки. Изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений. А) Рывок Старт: подход к штанге, постановка ног, дыхание, стартовое положение (захват, ширина хвата, положение рук, ног, туловища, головы). Разновидности старта (статистический, динамический). Дыхания перед выполнением упражнения. Поднимание штанги до ухода в подсед – тяга, подрыв. Тяга: направление, амплитуда и скорость движения звеньев тела, характер мышечных усилий. Подготовка к подрыву и подрыв: определение места начала подрыва, положение звеньев тела перед подрывом, направление, амплитуда и скорость движения отдельных звеньев, согласование мышечных усилий. Уход в подсед. Действия атлета при уходе в подсед способствуют дальнейшему подъему штанги. Способы ухода (разножка, ножницы). Взаимодействие атлета со штангой. Зависимость высоты фиксации штанги в подседе от подвижности в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Величины углов в этих суставах. Вставание из подседа, выпрямление ног, туловища, перестановка ног, фиксация штанги. Опускание штанги на помост. Дыхание при рывке. Б) Толчок Подъем штанги на грудь. Старт. Подход к штанге, постановка ног, дыхание, стартовое положение (захват, ширина хвата, местонахождение звеньев тела). Разновидность старта: динамический (с подготовленными горизонтальными и вертикальными движениями); статистический. Выбор наиболее целесообразного старта и закрепление техники его выполнения. Начало подъема (тяга): направление, амплитуда, скорость движения звеньев тела, характер мышечных усилий. Нахождение оптимальных соотношений в разгибании коленных и тазобедренных суставов с учетом силы мышц ног и туловища. Подготовка к подрыву, подрыв: определение места начала подрыва, положение звеньев тела перед подрывом, характер развиваемых мышечных усилий. Направление, амплитуда и скорость движения звеньев тела в подрыве. Уход под штангу способами: полуприсед, разножка, ножницы; перестановка ног; взаимодействие атлета и штанги (подведение - подворот локтей под гриф, опускание туловища - отклон, прогиб); местонахождение звеньев тела в крайнем нижнем положении ухода. Вставание со штангой: выпрямление ног, туловища, перестановка, перестановка ног, место грифа на груди, переход в исходное положение для толчка со штангой Толчок штанги от груди. Исходное положение: со штангой на груди, определение наиболее эффективного местонахождения грифа и звеньев тела. Предварительное приседание: направление движения, глубина приседания. Толчок: направление, характер развиваемых мышечных усилий. Уход под штангу способами: полуприсед (без расстановки ног) и «ножницы», перестановка ног в переднее – заднем направлении; взаимодействие атлета и штанги (опускание туловища, выпрямление рук); движения звеньев тела при уходе под штангу; местонахождение звеньев тела в крайнем нижнем положении ухода. Вставание со штангой: порядок перестановки ног. Фиксация штанги, опускание штанги на помост. Дыхание при толчке. Совершенствование техники рывка – целостное и расчлененное выполнение отдельных периодов и фаз движения со штангой разного веса. Специально-вспомогательные упражнения: рывок в полуприсед, рывок без подседа, рывок с виса, рывок стоя на взвешивании, приседая со штангой на выпрямленных руках. Выполнение тяги рывковой с различными отягощениями в быстром, среднем, медленном темпе и т.д. Электростимуляционная избирательная тренировка мышц. Совершенствование техники толчка – целостный и расчлененный метод выполнения классического толчка. Специально-вспомогательные упражнения: подъем штанги в полуприсед, подъем на грудь с подставок, стоя на возвышении, тяга толчковая с подрывом, без подрыва, приседания со штангой на груди и на плечах, швунг толчковый, швунг без подседа, толчок штанги из-за головы. Развитие специфических качеств тяжелоатлетов. - рывок и специальные упражнения со штангой для рывка; - толчок и специальные упражнения со штангой для толчка; - специальные упражнения со штангой общего значения (рывковые упражнения и подъемы штанги различными способами и с различного исходного положения; ходьба со штангой на плечах, на груди способом «ножницы»; жим штанги ногами; приседания со штангой на плечах и на груди способом «ножницы»; наклоны со штангой на плечах, швуг жимовой, жим со стоек ит.д.) - упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц (опускание штанги на помост, или до положения в висе; медленное опускание штанги на помост, или до положения в висе; медленное опускание штанги, сгибая ноги и туловище; медленное приседание в подсед со штангой на прямых руках; упоры на закрепленном грифе штанги в различных фазах рывка, толчка и т.д.). - упражнения с гирями (16, 24, 36 кг.) – подъем к плечу одной и двух гирь, одной и двумя руками; выжимание или толчок одной и двух гирь, одной и двумя руками, одновременно и попеременно; бросание гири одной и двумя руками и т.д. - упражнения с гантелями (до 12 кг.) – сгибание и разгибание рук в локтевых суставах; выжимание; поднимание рук вверх, вперед, в стороны и т.д., разведение рук в стороны с поворотом, без поворота; прыжки с гантелями; наклоны и движения по кругу с движениями рук и без движения и т.д.
Инструкторская и судейская практика Для групп начальной подготовки Построение группы, отдача рапорта. Подача команд для начала движения и остановки группы, для ускорения и замедления движения, для поворота на месте и в движении, для перестроений. Обеспечение страховки, обучение способам самостраховки при выполнении тяжелоатлетических упражнений. Для учебно-тренировочных групп Подача команд для разновидностей ходьбы, бега, прыжков, более сложных перестроений в разминке. Показ и руководство выполнением ОРУ. Проведение отдельных частей урока. Объяснение и показ классических упражнений в целом и по частям. Умение находить ошибки. Углубленное изучение правил соревнований, приобретение начальных навыков в качестве судьи, судейство соревнований. Составление комплексов разминки. Составление индивидуального плана тренировки на занятие, неделю, месяц. Проведение отдельных частей урока, знакомство с организацией и проведением соревнований. Физическая подготовка юных тяжелоатлетов является основой их будущих спортивных достижений. Одним из важнейших условий в занятиях является правильное сочетание физической и технической подготовки. В период учебно-тренировочных занятий на НП отводится 40-60% времени каждого занятия. В соревновательный период время, отводимое на физическую подготовку уменьшается до 30%. При этом каждому занимающемуся дается определенное количество времени на совершенствование того качества, которое отстает в развитии на данном этапе. Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах этой подготовки задачи ее меняются и становятся более целенаправленными. Преподаватели секции должны понимать, что успех в достижении высоких спортивных результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.
Медико-восстановительные мероприятия Для восстановления работоспособности обучающихся ДЮСШ, с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей юного спортсмена применяется широкий круг средств и методов, в соответствии с методическими рекомендациями. Медико-восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств: психологические, педагогические, гигиенические, медико-биологические. Педагогические средства предусматривают построение одного тренировочного занятия, способствующее стимуляции восстановительных процессов. Специальные психологические воздействия – обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляет тренер или психолог. Гигиенические средства – требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, инвентарю. Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления (ручной, инструментальный массаж, души, ванны, сауны. Медико-восстановительные мероприятия проводятся в целях профилактики согласно годовому плану-графику. В случае резкого снижения работоспособности могут проводиться по необходимости. Современная система спортивного режима спортсмена состоит из следующих основных элементов: - оптимальных социально-гигиенических условий микросреды; - рационального суточного режима; - личной гигиены; - специализированного питания; - закаливания; - планирования подготовки спортсменов с учетом биоритмов; - психогигиены; - отказа от разрушителей здоровья и тренированности (курение, алкоголь, наркотики, допинги); - специальные средства повышения работоспособности и восстановления (различные виды массажа, гидропроцедуры, бани и т.д.); - реабилитационных мероприятий после травм и заболеваний спортсменов. Обучающийся обязан неукоснительно выполнять режим на всех этапах подготовки. Помимо спортсмена в реализации режима участвуют тренеры-преподаватели и медицинские работники.
Воспитательная работа и психологическая подготовка Главной задачей в занятиях с обучающимися является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственно спортивная деятельность. Формирование высокого чувства ответственности перед обществом, гражданской направленности и нравственных качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием волевых качеств. Психологическая подготовка – воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путем формирования соответствующей системы отношений. Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованиям направлена на формирование личности, позволяющей успешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований в частности. Психологическая подготовка здесь выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Центральной фигурой здесь выступает тренер0преподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания. Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочном занятии, в школе и дома – на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала занятий воспитывать спортивное трудолюбие, способность преодолевать специфические трудности, что достигается прежде всего систематическим выполнением тренировочных заданий. На конкретных примерах нужно убеждать спортсмена, что успех в современном спорте зависит от трудолюбия. В процессе занятий все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание.
Список литературы
|
|