Погода
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИХАЙЛОВСКИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФУТБОЛУ
Возраст: с 8 лет до 18 лет. Срок реализации программы: - 6 лет.
Программа разработана: методист –Тремасов Ю.Ю.. Тренер-преподаватель по футболу: - Тремасов Ю. Ю.
ЗАТО Михайловский 2015 г.
Пояснительная записка.
Образовательная программа (далее по тексту программа) разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ: - Закон РФ «Об образовании»; - Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, зарегистрированое в Минюсте РФ 2 августа 2012 года. - Пункт 10 статьи 2, статья 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354) - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. № 4594), - Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ 03.06.2003 г.). Программа составлена для тренеров-преподавателей и руководителей учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности и является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы ДЮСШ. Она охватывает всю систему подготовки от новичков до спортсменов-разрядников. В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов. Направленность: физкультурно-спортивная. Форма обучения: очная. Образовательная программа рассчитана на воспитанников возраста от 8 до18 лет. Образовательная программа содержит научно-обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки. Цели – приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни. - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров Задачи Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач: обучающие: - ознакомить с историей развития футбола; - освоить технику и тактику игры в футбол; - ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена; - подготовить инструкторов и судей по футболу. воспитывающие: - воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов; развивающие: - способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств. Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по футболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, , соревнований футболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся. Для более эффективной подготовки юных футболистов необходимо построить учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям: - повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки; - усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов; - повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных футболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите; - осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки; - повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса. Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы. В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке футболистов высокого класса. Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки. Подготовка юных спортсменов предусматривает два этапа: этап начальной подготовки 1 и 2 года обучения и учебно-тренировочный этап 1,2,3,4-го года обучения. В адаптированную программу не включен спортивно-оздоровительный этап и этап спортивного совершенствования, т. к. в ДЮСШ на отделении футбола нет спортивно-оздоровительных групп и групп спортивного совершенствования. Ожидаемые результаты Изучение данной программы должно представить учащимся возможность: Создать целостное представление о влиянии занятий физической культурой на развитие личности человека, предупреждения профессиональных заболеваний и профилактику вредных привычек; Приобрести судейские навыки, умения правильно разрабатывать планы индивидуальных занятий, оказания доврачебной помощи. Повысить физическую подготовленность и уровень физических способностей средствами современных спортивно-оздоровительных систем. Основополагающие принципы 1.1. Комплексность- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса( физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). 1.2. Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности. 1.3. Вариативность- предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки. Формирование групп: 2.1. Начальной подготовки(НП)- на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта - футбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. 2.2. Учебно-тренировочный этап(УТ). Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования по общей физической и специальной подготовке. 2.3. Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.
Задачи ГНП: 1. Привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом. 2. Формирование стойкого интереса к занятиям. 3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма. 4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости). 5. Обучение основным приемам техники игры.
Задачи УТГ: 1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей). 2. Совершенствование специальной физической подготовленности. 3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков. 4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями. 5. Индивидуализация подготовки. 6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа. 7. Овладение основами тактики командных действий. 8. Воспитание навыков соревновательной деятельности
Контрольные нормативы по ОФП И СФП для ГНП первого года обучения. Общая физическая подготовка (ОФП). Бег30 м(сек.) – 5,2 Бег300 м(сек) – 60 Прыжок в длину с места (см) – 160 Тройной прыжок (см) – 450 Специальная физическая подготовка (СФП). Бег30 мс ведением мяча (сек) – 6,1 Вбрасывание мяча руками (м) – 12 Удар по мячу на точность (раз) – 6 Жонглирование мячом (раз) – 8
Контрольные нормативы по ОФП И СФП для ГНП второго года обучения. ОФП. Бег30 м(сек.) – 5,0 Бег300 м(сек) – 59, 0 Прыжок в длину с места (см) – 170 Тройной прыжок (см) – 460 СФП. Бег30 мс ведением мяча (сек) – 6,1 Вбрасывание мяча руками (м) – 13 Удар по мячу на точность (раз) – 7 Жонглирование мячом (раз) – 10
Контрольные нормативы по ОФП И СФП для УТГ первого года обучения. ОФП. Бег30 м(сек.) – 4, 8 Бег300 м(сек) – 57 Бег 6 минут (м) - 1100 Прыжок в длину с места (см) – 180 Тройной прыжок (см) – 520 СФП. Бег30 мс ведением мяча (сек) – 6,0 Вбрасывание мяча руками (м) – 14 Удар по мячу на точность (раз) – 8 Удар по мячу на дальность (м) - 45 Жонглирование мячом (раз) – 12
Контрольные нормативы по ОФП И СФП для УТГ второго года обучения. ОФП. Бег30 м(сек.) – 4, 6 Бег400 м(сек) – 67 Бег 6 минут (м) - 1500 Прыжок в длину с места (см) –200 Тройной прыжок (см) – 560 СФП. Ведение мяча30 м(сек) – 5.8 Бег 5х30м с ведением мяча (м) - 30 Вбрасывание мяча руками (м) – 15 Удар по мячу на точность (раз) – 8 Удар по мячу на дальность
Контрольные нормативы по ОФП И СФП для УТГ третьего года обучения. Бег30 м(сек.) – 4, 3 Бег400 м(сек) – 65 Бег 12 минут (м) - 3000 Прыжок в длину с места (см) –220 Тройной прыжок (см) – 600 СФП. Бег30 мс ведением мяча (сек) – 5, 4 Бег 5х30м с ведением мяча (м) – 28.0 Вбрасывание мяча руками (м) – 17 Удар по мячу на точность (раз) – 8 Удар по мячу на дальность (м) - 66
Контрольные нормативы по ОФП И СФП для УТГ четвертого года обучения. ОФП. Бег30 м(сек.) – 4,2 Бег400 м(сек) – 61.0 Бег 12 минут (м) - 3150 Прыжок в длину с места (см) –240 СФП. Ведение мяча30 м(сек) – 4, 8 Бег 5х30м с ведением мяча (м) - 26 Удар по мячу на точность (раз) – 8 Удар по мячу на дальность (м) – 80
Контрольно-переводные нормативы по технике игры в футбол.
Физическое развитие. Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений (таблица 3). Физическая подготовка. 1. Бег 30, 60, 100, 300, 800, 1500 метров проводятся по общепринятой методике, старт высокий. 2. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из 3-х попыток учитывается лучший результат. 3. Подтягивание на перекладине - общее количество правильных попыток. Специальная физическая подготовка. 1. Бег 30 м. с мячом - выполняется с высокого старта (с места), мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее 3-х касаний мяча, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, если игрок остановит мяч за линией финиша. 2.Бег 5х30м. с мячом - выполняется так же, как и бег на 30м. с мячом. Все старты с места. Время для возвращения на старт 25 сек. 3. Удар по мячу ногой на дальность – выполняется правой (левой) ногами по неподвижному мячу с разбега любым способом. Измеряется дальность полёта мяча от места удара до точки первого касания мяча о землю. Для удара каждой ногой даются три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами. 4. Жонглирование мячом - выполняются удары правой и левой ногой (различными частями подъёма), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности без повторения одного удара более двух раз подряд. Техническая подготовка. 1. Удары на точность попадания – выполняются по неподвижному мячу любой ногой с расстояния 17 м. (подростки 11-12 лет с расстояния 11м.) Мяч посылается по воздуху на высоте не менее 50см. от земли в створ ворот, разделённый пополам красной лентой или стойкой. Даётся 10 ударов каждой ногой. Учитывается сумма попаданий. 2. Вбрасывание мяча на дальность – выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по коридору шириной 2 м. Мяч, упавший за пределами коридора, не засчитывается. Даются 3 попытки. Учитывается лучший результат . 3. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам – выполняется с линии старта (30 м. от линии штрафной площади): вести мяч 20 м., обводя змейкой четыре стойки (1-я ставится в Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается лучший результат.
Уровень физического развития футболистов.
Учебно- тематический план.
Содержание
В данном разделе программы приводится перечень основных средств и методов общей, специальной физической и технико-тактической подготовки. Наиболее универсальным тренировочным средством для учащихся спортивно-оздоровительного этапа и начальной подготовки являются подвижные и спортивные игры” Применение игрового метода в подготовке юных спортсменов способствует сохранению интереса к занятиям спортом и смягчению воздействия тренировочных нагрузок, а многообразие видов движений создаёт необходимые условия для развития координационных способностей.
Теоретическая подготовка. (для всех возрастных групп) Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Спорт в России. Массовый народный характер спорта. Физическая культура в системе народного образования. Коллективы физической культуры, спортивные секции ДЮСШ, СДЮШОР в общеобразовательные школы-интернаты олимпийского резерва. Единая спортивная классификация и ее значение. Разрядные нормы и требования по футболу. Международное спортивное движение, международные связи российских спортсменов, Олимпийские игры. Выступление Российских спортсменов на Олимпийских играх. Тема 2. Развитие футбола в России и за рубежом. Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионат и Кубок России. Участие российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, олимпийские игры). Российские и международные юношеские соревнования (чемпионат и Кубок России, «Юность», чемпионаты Европы и мира). Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, ЕУФА, лучшие российские команды, тренера, игроки. Тема 3. Сведения о строении и функциях организма человека. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы и деятельности организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся, совершенствование функций мышечной системы, органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями для закрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Тема 4. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим питания спортсмена. Гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня значение правильного режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма. Питание. Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пиши. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсмена. Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж. Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Меры предупреждения переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травмы и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой помощи (до врача). Раны и их разновидности. Спортивный массаж. Общее понятие. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований. Противопоказания к массажу. Тема 6. Физиологические основы спортивной тренировки. Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддерживание здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширение функциональных возможностей организма. Физиологические закономерности формирования двигательных навыков, фазы формирования двигательных навыков. Утомление и причины, влияющие на временное снижение работоспособности. Восстановление физиологических функций организма после различных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок. Повторяемость нагрузок, интервалы отдыха между ними. Показатели динамики восстановления работоспособности футболиста. Тема 7. Общая и специальная физическая подготовка. Значение всесторонней физической подготовки – важного фактора укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма и систем и воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена. Общая и специальная физическая подготовка. Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий с юными футболистами. Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств. Утренняя зарядка, индивидуальные занятия, разминка, перед тренировкой и игрой. Круглогодичность занятий по физической подготовке. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным футболистам различного возраста. Контрольные упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке для юных футболистов. Тема 8. Техническая подготовка. Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов. Высокая техника владения мячом – основа спортивного мастерства. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения технических приемов и их применения в различных игровых ситуациях: ударов по мячу ногами и головой, остановок, ведения, ободки и ложных движений (финтов), отбора мяча, вбрасывания мяча, основных технических приемов игры вратаря. Контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке для юных футболистов. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения. Тема 9. Тактическая подготовка. Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении: высокий темп атаки, атака широким фронтом, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону, с переменой местами, усиление темпа атаки в ее в завершающей фазе, использование скоростной обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Тактика игры в защите: «зона», «персональная опека», комбинированная оборона. Создание численного преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча, соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков при обороне). Тактика отбора мяча. Создание искусственного положения «вне игры». Тактические комбинации (в нападении и защите) при выполнении ударов: начальном от ворот, угловом, свободном штрафном, при вбрасывании мяча из-за боковой линии. Значение тактических заданий, которые даются футболистам на игру, и умение играть по плану-заданию. Зависимость тактического построения игры совей команды от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков, от размера поля, метеорологических условий и других факторов. Разбор кинограмм по технике и тактике игры футболистов высокой квалификации. Тема 10. Морально-волевая подготовка спортсмена. Психологическая подготовка. Моральные качества спортсменов: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом, взаимопомощь, организованность. Понятие о психологической подготовке футболистов. Значение _v_a_r_ _eразвития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов. Основные методы развития волевых качеств совершенствования психологической подготовки футболистов, в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов в связи с перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка футболистов к предстоящим соревнованиям. Тема 11. Основы методики обучения и тренировки. Понятие об обучении и тренировке (совершенствовании) как едином педагогическом процессе. Методы словесной передачи знаний и руководства действиям занимающихся: объяснение, рассказ, беседа. Методы обучения и совершенствования техники и тактики: демонстрация (показ), разучивание технико-тактических действий по часам и в целом анализ действий (своих и противника), разработка вариантов технико-тактических действий творческие задания в процессе тренировки и соревнований. Методы выполнения упражнений для развития физических качеств: повторный, переменный, интервальный, равномерный, темповый, контрольный и «до отказа», максимальный интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой, соревновательный. Тесная взаимосвязь между физической, технической и тактической подготовкой юных футболистов и единство процесса их совершенствования. Систематическое участие в соревнованиях – важнейшее условие непрерывного роста совершенствования технической и тактической подготовленности юных футболистов. Урок – основная форма организации и проведения занятий. Понятие о построении урока, задачи, содержание его частей и нагрузка в уроке. Понятие о комплексных и тематических занятиях, их особенности. Индивидуальная, групповая и командная тренировка. Тема 12. Планирование спортивной тренировки и учет Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Перспективное и оперативное планирование. Периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле. Сроки, задачи средства этапов и периодов. Индивидуальные планы тренировки. Методы контроля за уровнем подготовленности спортсменов. Значение, содержание и ведение дневника тренировки спортсмена. Учет работы: предварительный, текущий, итоговый. Тема 13. Правила игры. Организация проведение соревнований. Разбор правил. Права и обязанности игрока. Роль капитана команды, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения удаление игроков с поля. Значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по мини- футболу. Планы соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная, их особенности. Положение о соревнованиях. Составление календаря игр. Оценка результатов игр. Заявки. Их форма и порядок представления. Назначение судей. Оформление хода и результатов соревнований. Тема 14. Установка перед играми и разбор проведенных игр. Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды. Сведения о сопернике: тактика игры команды и отдельных звеньев, сильные и слабые стороны игры, примерный состав, характеристика игроков. Определение состава своей команды. Тактический план предстоящей игры. Задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в процессе соревнования. Руководящая роль капитана команды в процессе игры. Использование 10-минутного перерыва для исправления допущенных ошибок в игре команды. Разбор прошедшей игры. Анализ игры команды, отдельных звеньев и игроков. Положительные и отрицательные моменты в ходе игры команды, звеньев и отдельных игроков, связанные с выполнением задания. Причины успеха или невыполнения заданий. Проявление морально-волевых качеств. Тема 15. Места занятий, оборудование и инвентарь. Футбольное поле для проведения занятий и соревнований по футболу и требования к его состоянию. Уход за футбольным полем. Тренировочный городок для занятий по технике. Оборудование тренировочного городка. Подсобное оборудование (щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и т.п.) и его назначение Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними.
Физическая подготовка (для всех возрастных групп) Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, устойчивости). 1. Строевые упражнении. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из шеренги в две, из колонны по одному, а колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении. 2. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки различных исходных положениях – наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. 3. Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами, поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание__
Практическая подготовка на этапе ГНП. Общая и специальная физическая подготовка. Маховые движения, круговые движения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лежа. Повороты и наклоны. Отведение и маховые движения ноги вперед, в стороны и назад. Упражнения с набивными мячами (массой 2-3 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями. Акробатические упражнения. Кувырки, стойки, перевороты. Легкоатлетические упражнения. Бег 60 м., на скорость. Бег медленный до 25 минут. Бег по пересеченной местности (кросс) до 2000 метров. Прыжки с разбега в длину. Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с метаниями мяча на дальность. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол. Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10-15 м., из различных положений – сидя, бега на месте, лежа. Ускорения на 15-30-60 метров без мяча и с мячом. Бег с изменением направления до 180”. Бег боком и спиной вперед (на перегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом и последующим ударом по воротам. Техника игры в футбол. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъема по не подвижному и катящемуся мячу. Удары носком, пяткой, назад. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность. Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары на точность. Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом на лево, и право. Остановка мяча, изученными способами находясь в движении с последующим ведением или передачей мяча. Ведение мяча. Ведение серединой подъема и носком. Обманные движения (финты). Обучения финтам: при ведении показать остановку подошвой или ударом пяткой назад – неожиданно рывком вперед уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперед. Выполнение обманных движений в единоборстве. Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющим мячом, на определенные действия с мячом. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из-за боковой линии из положения параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание мяча на точность и дальность. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения с падением, в бросок. Перевод мяча через перекладину мяча ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу. Броски рукой, выбивая мяч с земли и с рук на точность и дальность. Тактика игры в футбол. Понятия о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий: футболистов команды при расстановке по схеме 1-4-3-3. Тактика нападения. Организация атаки, атаки флангом и через центр. Тактика игры в защите. Организация обороны, “персональная опека”. Разбор учебных игр. Практические занятия. Упражнения для развития умения “видеть поле”. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Групповые действия. Комбинация в парах “стенка”, “скрещивание”. Комбинация “пропуск мяча”. Начинать и развивать атаку флангом и через центр. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне при равном отношении сил и при численном преимуществе соперника, а также при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение стенки. Комбинация с участием вратаря. Командные действия. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействие игроков при атаке противника флангом и через центр. Тактика вратаря. Уметь организовать построение стенки при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот: играть на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной высоте мячей. Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке. Практическая подготовка на этапеУТГ . Общая и специальная физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнение для рук и плечевого пояса из различных исходных положений, во время ходьбы и бега. В упоре лежа отталкивание, передвижения. Различные движения туловища и рук в положениях широкого выпада, сидя, лежа. Движение ног с большой амплитудой махового характера. Различные прыжки на месте с поворотом до 360”, подтягивание коленки к плечам, выполняя махи ногой. Упражнения с набивными мячами (массой до 4 кг.). Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах, повороты и наклоны туловища. Акробатические упражнения. Кувырок прыжком через веревочку (высота 80 см.). Кувырок вперед из стойки на руках. Кувырок назад через стойку на руках. Легкоатлетические упражнения. Бег 60 и 100 м. Бег медленный до 30 минут. Тройной прыжок. Метание гранаты, толкание ядра (4-5 кг.). Подвижные игры. Игры с элементами сопротивления: перетягивание каната, “кто сильнее”, игры с бегом, преодолением препятствий, переноска тяжестей, прыжками. Специальные упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков на 10-30 метров из различных исходных стартовых положений и в различных направлениях. Бег по наибольшему уклону: вверх и вниз. Челночный бег (2х10 м.), (4х10 м.). Ведение мяча – рывок с мячом – остановка – рывок с мячом в другом направлении. Специальные упражнения для развития ловкости. Кувырки вперед и назад, в сторону, через правое и левое плечо (на газоне футбольного поля). Ведения мяча головой. Ведения мяча ногами, не опуская его на землю. Специальные упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Специальные упражнения для развития выносливости. Двухсторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью времени, а также когда одна или обе команды играют в уменьшенном по численности составе. Техника игры в футбол. Удары по мячу ногой. Удары по катящемуся и летящему мячу различными способами с поворотом до 180” и в прыжке. Резаные удары внешней и внутренней стороной подъема. Удары на точность, силу и дальность. Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с поворотам налево и направо. Удары на точность, силу и дальность. Остановка мяча. Остановка мяча изученными способами с поворотом на 180”, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка опускающегося мяча бедром. Ведение мяча. Совершенствование всех способов ведения, увеличивая скорость движения, выполняя обводку и рывки. Обманные движения (финты). Обучения финтам: при ведении наклонить туловище влево, сделать широки шаг левой ногой и показать, что хочешь с мячом уйти влево – неожиданно рывком уйти в право, захватить мяч внешней стороной стопы правой ноги: показать желание овладеть мячом, катящимся на встречу или с боку – неожиданно пропустить мяч между ног, повернуться и уйти рывком в сторону движения мяча. Отбор мяча. Отбор мяча, толкая соперника плечом. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание мяча изученными способами с разбега. Вбрасывание мяча на точность и дальность. Техника игры вратаря. Отбивание мяча кулаком в прыжке на выходе из ворот. Действия вратаря против вышедшего на ворота с мячом соперника – выход из ворот на сближение с соперником, бросок ноги. Повторный бросок на мяч. Совершенствование броска мяча рукой и выбивание мяча ногой с земли и с рук на точность и дальность Тактика игры в футбол. Характеристика игровых действий футболистов при расстановке по схеме 1-4-4-2. Тактика игры в нападении: атака широким фронтом и по центру, выход футболиста для завершающего удара по воротам. Тактика игры в защите: создание численного преимущества в обороне, взаимостраховка. Установка на игру: тактический план предстоящей игры, задания отдельным игрокам. Разбор проведенной игры: выполнение намеченного тактического плана игры. Практические занятия. В нападении и защите, играя по выбранной тактической системе в составе команды, уметь выполнять основные обязанности на своем игровом месте. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Уметь маневрировать на поле: отвлекать соперника, создавать численное преимущество на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины обороны. Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнерами при организации атаки с использованием различных передач: на ход, в ноги, коротких, длинных, диагональных, низом, верхом. Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Командные действия. Организовать оборону против быстрого и постепенного нападения по избранной тактической системе. Уметь взаимодействовать с партнерами при разном числе нападающих. Внутри линий и между линиями. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Совершенствовать “закрывание”, “перехват” и отбор мяча. Групповые действия. Совершенствовать правильный выбор позиции и страховки при организации взаимодействия атакующим комбинациям. Создать численное превосходство в обороне. Уметь взаимодействовать при создании искусственного положения “вне игры”. Командные действия. Организовать оборону против быстрого и постепенного нападения и с использованием персональной зоной и комбинированной защиты. Быстро перестраиваться от обороны к началу и развитию атаки. Тактика вратаря. Уметь выбрать место (в штрафной площади) при ловле мяча на выходе и перехвате: точно определить момент для выхода из ворот и отбора мяча в ногах: руководить игрой партнеров по обороне: вводя мяч в игру, организовать атаку. Учебные и тренировочные игры. Совершенствуя командные действия при игре по избранной тактической системе.
Воспитательная работа. Одним из важнейших разделов подготовки юных футболистов является воспитательная работа, которая осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы в ДЮСШ. Проведение этой работы способствует формированию у детей патриотического сознания, дисциплинированности, положительных черт характера и воли. Особое значение имеет воспитание в юных спортсменах целеустремленности, которая является необходимой предпосылкой для успешного формирования всех других качеств воли. Для этого необходимо ставить перед детьми конкретные и перспективные цели, многократно повторять изученные приемы техники и тактики игры; широко использовать соревновательный метод для закрепления изученных технических приемов. Необходимо постоянно изучать детей, узнавать их желания, интересы и способности. Во время игры рекомендуется наблюдать, как дети проявляют себя в различных игровых ситуациях, как воспринимают игру. В процессе занятий следует воспитывать у детей бережное отношение к спортивному оборудованию и инвентарю. Воспитательная работа должна как в ходе учебно-тренировочных занятий, так и во внеурочное время. При этом важно практиковать следующее: индивидуальные беседы с юными футболистами; встречи и беседы с родителями детей; общественно-полезная работа. Тренер-преподаватель для занимающихся должен быть примером во всем. Особое значение в воспитательной работе имеют доброжелательность, терпение и выдержка педагога.
Психологическая подготовка. На различных этапах возрастных уровней, юные спортсмены часто испытывают (перед соревновательной деятельностью или во время него) сложное эмоционально-волевое состояние, которое начинает оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Такие срывы часто определяются психологическими факторами, которые гораздо труднее выявить и учесть, чем, например, степень физической, технической и тактической подготовленности юных спортсменов. Положительные эмоции (хорошее настроение, уверенность в результате) укрепляет волю, и наоборот отрицательные эмоции (подавленность, неуверенность, боязнь поражения) могут неблагоприятно сказаться на психике. Основной задачей психологической подготовки юного спортсмена к предстоящим соревнованиям является формирование у него наибольшей готовности к максимальным напряжением воли для преодоления всех трудностей. Во время наблюдения на занятиях, педагог должен вовремя выявить у юных спортсменов состояния подавленности (спортивная апатия) или перевозбуждения (спортивная лихорадка), чувство неуверенности. И вот здесь педагог должен своевременно и правильно помочь воспитанникам преодолеть себя. Уверенность в своих силах и возможность показать хорошие результаты могут быть достигнуты следующими средствами:
Хорошим средством для снятия напряжения является прогулки, просмотр кино-видео фильмов, веселые подвижные игры, чтение книг и другие интересы и занятия. Педагог должен постоянно помнить, что вся психологическая подготовка юного спортсмена к предстоящей спортивной деятельности должна вестись с учетом его индивидуальных способностей.
Инструкторская и судейская практика. Подготовка учащихся к роли помощников тренера, инструкторов и участие в организации и проведении соревнований в качестве судей - одна из задач многолетней подготовки в ДЮСШ. В таком виде спорта, как футбол, эту подготовку рекомендуется начинать в группах на учебно-тренировочном этапе подготовки. Занятия проводятся как во время учебно-тренировочной работы и соревнований, так и отдельно в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий. За время обучения каждый учащийся должен последовательно освоить следующие навыки: овладеть принятой в футболе терминологией; уметь провести разминку в группе; участвовать в судействе соревнований; выполнять обязанности судьи, помощника судьи, секретаря; уметь организовывать и проводить занятия с новичками секции футбола общеобразовательных школ. В качестве помощника тренера – уметь показать и объяснить выполнение отдельных общеразвивающих упражнений, технических приемов, простейших тактических комбинаций.
Восстановительные мероприятия. Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении. Чаще всего травмы бывают при скоростных нагрузках, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении Во избежание травм рекомендуется: 1.Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц. 2.Надевать тренировочный костюм в холодную погоду. 3.Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы. 4.Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям. 5.Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах. 6.Применять упражнения на расслабление и массаж. 7.Освоить упражнения на растягивание - «стретчинг». 8.Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача. Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические. Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла. Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов. Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю. Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления. Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением. Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности. Медицинский контроль Контроль за состоянием здоровья спортсмена осуществляется врачом. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год - в конце подготовительного (осень) и соревновательного (весна) периодов. Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, оториноларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога). В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
Методическое обеспечение программы. На протяжении всего периода обучения в спортивной школе футболисты проходят несколько возрастных групп, в каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая: - постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей; - планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами; - переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для футболиста; - увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки; - увеличение объема тренировочных нагрузок; - повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных футболистов.
Список литературы. 1.«Футбол». Программа для Детско-юношеских спортивных школ, Москва, 1972 г. 2.Бриль М.С., Отбор в спортивных играх, Москва, "Физкультура и спорт", 1980 г. 3.Филин В.П., Основы юношеского спорта, Москва, "Физкультура и спорт", 1980 г. 4.Филин В.П., Воспитание физических качеств у юных спортсменов, Москва, "Физкультура и спорт", 1980 г. 6.Андреев С.Н. мини-футбол, Москва, "Физкультура и спорт", 1978 г. 7.Гриндлер К. и др., Физическая подготовка футболистов, Москва, "Физкультура и спорт", 1976 г. 8.Правила игры в футбол, Москва, "Физкультура и спорт", (последний выпуск). 9.Рогальский Н., Дегаль Э., Футбол для юношей, Москва, "Физкультура и спорт", 1981 г. 10.Чанади А., Футбол. Техника, Москва, "Физкультура и спорт", 1978 г. 11.Швыков И.А. Футбол в школе, Москва, 2002 г.
|
|