Погода
|
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИХАЙЛОВСКИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е №127
от 12 сентября 2013 года
Об утверждении программы социально – экономического развития ЗАТО Михайловский Саратовской области на 2014-2016 годы
Руководствуясь Уставом городского округа закрытого административно – территориального образования Михайловский Саратовской области, во исполнении Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Собрание депутатов
Р Е Ш И Л О:
1. Утвердить Программу социально – экономического развития ЗАТО Михайловский Саратовской области на 2014- 2016годы согласно приложения к настоящему решению. 2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на депутатскую комиссию по бюджетно – финансовой политике, экономическому развитию и налогам. 3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию.
И.о.Главы ЗАТО Михайловский Саратовской области П.В.Петров
ПРОГРАММА социально-экономического развития закрытого административно – территориального образования Михайловский Саратовской области
п.Михайловский 2013г
СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
[1] объем прогнозного финансирования подлежит ежегодной корректировке в соответствии с уточнением бюджетных назначений, целевых программ, изменений в налоговом законодательстве, уточнения проектно-сметной документации, и других факторов, влияющих на объемы финансовых средств.
Программа социально-экономического развития ЗАТО Михайловский на 2014-2016 годы (далее Программа) является механизмом реализации социально-экономического развития ЗАТО Михайловский до 2024 года. Она представляет собой комплекс мер на среднесрочную перспективу, направленных на преодоление основных проблем в социально-экономической сфере и решение стратегических задач ЗАТО Михайловский. Программа сформирована с учетом положений и требований следующих нормативных правовых актов: - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - Устав городского округа закрытого административно-территориального образования Михайловский Саратовской области; - Закон Российской Федерации от 14.07.1999г. №3297-1 «О закрытом административно- территориальном образовании» В Программе также учтены правовые акты ЗАТО Михайловский, определяющие приоритеты развития на среднесрочную перспективу, в том числе содержащиеся в утвержденных муниципальных целевых и адресных программах, а также инвестиционных проектах, реализуемых на территории ЗАТО Михайловский. Программа сформирована в соответствии с базовыми документами, определяющими развитие Российской Федерации в целом, Саратовской области. Программа носит открытый характер, предполагает возможность ее дополнения другими направлениями и проектами при условии их соответствия её целям и задачам.
II. ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАТО МИХАЙЛОВСКИЙ 2.1. Общая характеристика ЗАТО МихайловскийВ соответствии с Указом Президента РФ от 13.11.2003г. № 1347 «О преобразовании посёлков Михайловский и Новооктябрьский Саратовской области в закрытое административно-территориальное образование – посёлок Михайловский Саратовской области» на территории Краснопартизанского района Саратовской области создано закрытое административное территориальное образование (ЗАТО) Михайловский, в которое вошел завод по уничтожению боевых отравляющих веществ и прилегающие к нему территории. Этот документ определил статус объекта по уничтожению химических отравляющих веществ (УХО), хранящихся на территории Саратовской области. Промышленная зона объекта расположена на территории ЗАТО Михайловский Саратовской области, в 3 км. Севернее п. Горный. Удаленность объекта от наиболее крупных населенных пунктов составляет: г. Балаково – 55 км., г. Вольск – 85 км, г. Пугачев – 30 км. Строительство объекта осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.1994 г. № 1470 «Об организации работ по созданию объекта по уничтожению запасов отравляющих веществ, хранящихся на территории Саратовской области» и в соответствии с Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 21.03.1996 г. № 305). Строительные работы начались в 1997 году, когда для этих целей были выделены средства из федерального бюджета. Завод УХО расположен на территории военного объекта. Первая очередь завода по уничтожению боевых отравляющих веществ была завершена в декабре 2002 года. В августе 2003 года Государственная комиссия приняла решение о пуске в эксплуатацию второй очереди завода. Ведущие российские научно-исследовательские институты разработали производственные технологии для завода с учётом новейших достижений международного опыта. Для данного объекта санитарно-защитная зона определена в радиусе 2 км. Для отселения жителей тех населенных пунктов, которые попали в 2-х км зону, построен посёлок Михайловский. Пуск первого в России завода по уничтожению химического оружия в ЗАТО – пос. Михайловский Саратовской области состоялся 25 декабря 2002 года. Спустя три года с начала эксплуатации объекта, 23 декабря 2005 года коллектив объекта по уничтожению химического оружия в ЗАТО Михайловский завершил уничтожение боевых отравляющих веществ, хранившихся на объекте. Этот факт официально подтвержден инспекторами Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). В 2009году были проведены общественные слушания о проведении работ по ликвидации последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия. С целью приведения в безопасное состояние существующих зданий, сооружений и территории, принято решение о проведении работ по приведению производственных площадей, строительных конструкций, оборудования и территории в соответствие с санитарно-гигиеническими и природоохранными требованиями. Длительность этого периода позволит сохранить инфраструктуру объекта и рабочие места. Таким образом, работа объекта будет продолжаться ориентировочно до 2024года. После завершения комплекса работ по уничтожению химического оружия категории 1 планируется проведение работ, связанные с выведением объектов по уничтожению ХО из эксплуатации, их уничтожением или перепрофилированием в объекты общепромышленного назначения (без привязки сроков перепрофилирования к срокам выполнения обязательств по Конвенции, а также с санацией загрязненных территорий). На основном корпусе, где проводилось уничтожение иприта и люизита будет проведена обработка. Останется уникальный объект, особо охраняемая территория и печь сжигания отходов. Это оборудование может применяться для самых различных целей. После завершения процесса уничтожения химического оружия, объект передан в собственность Российской Федерации, на его базе согласно распоряжения Правительства РФ от 27.12.2011г. №2394-р создано Федеральное казённое предприятие. В настоящее время объект в ЗАТО Михайловский продолжает свою работу.
2.2. Отличительные особенности социально-экономического развития
Географическое положение, обстоятельства создания и развития ЗАТО Михайловский сформировали ряд особенностей, которые выделяют его среди других муниципальных образований России. Экономика ЗАТО носит достаточно закрытый характер. Это отражается не только на рынке труда, на который затруднен доступ для граждан, не проживающих на территории ЗАТО, но и на потребительском рынке, где спрос формируется только жителями ЗАТО, а также и на инвестиционной активности. Существуют ограничения по доступу к земельным ресурсам, так как земельные участки изъяты из оборота. Доступ к земельным участкам возможен только на правах аренды, в том числе долгосрочной (на 49 лет). Также имеются ограничения, связанные с санитарно-защитной зоной объекта по уничтожению химического оружия. Бюджет ЗАТО Михайловский в значительной степени формируется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, позволяющих компенсировать ограничения на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, связанные с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО. Объемы федеральных трансфертов год от года сокращаются.
Экономическое развитие Исторически сложился монопрофильный характер экономики с преобладающим в её структуре объектом по уничтожению химического оружия. Несмотря на то, что на градообразующем предприятии уничтожение химического оружия завершено, его роль в экономике городского округа остаётся решающей. От перспектив развития градообразующего предприятия зависит судьба и ряда других организаций городского округа. Развитие потребительского рынка ЗАТО Михайловский по объемам и качеству отстает как от среднероссийских показателей, так и от средних показателей Саратовской области. Это связано с особым статусом ЗАТО, накладывающим ограничение на использование земельных ресурсов, и с ограниченным доступом к услугам потребителям, не проживающим на территории ЗАТО, а также с недостаточным уровнем развития современных форматов торговли и оказания услуг. Кроме того, жители п.Михайловский, чей уровень достатка и образ жизни формируют платежеспособный спрос на качественные товары и услуги, предпочитают его реализовывать на динамично развивающихся рынках близлежащих городов. Малое и среднее предпринимательство, в основном, занято в торговле
Социальная инфраструктура.
В структуре расходов на оказание образовательных услуг, услуг культуры, физкультуры и спорта доминирующую роль продолжают играть бюджетные средства. Спектр предоставляемых платных услуг сравнительно небольшой, а взимаемая плата минимальна.
Коммунальная инфраструктура
Состояние коммунальной инфраструктуры является одним из сдерживающих факторов развития ЗАТО Михайловский.
Для улучшение санитарно – гигиенической обстановки, оздоровления населения и безопасного проживания на территории ЗАТО Михайловский важным мероприятием является: - подключение группы домов к центральной канализации; В ЗАТО Михайловский в 2004 году было создано Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» (МУП «ЖКХ»), в 2012году Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (МУП «Водоканал). В их обязанности входит: содержание в соответствии с эксплутационными нормативами объектов инфраструктуры, обслуживание инженерных сетей и коммуникаций, обеспечение питьевой водой населения и жителей ЗАТО Михайловский, пос.Горный, сел Савельевка и Сакма Краснопартизанского района. В водоснабжении территории ЗАТО Михайловский, а также пос.Горный, сел Савельевка и Сакма Краснопартизанского района острой проблемой является большой износ сетей, особенно линий водопровода от водозаборных сооружений до площадки водоочистных сооружений, требующий незамедлительного ремонта (замены) и больших капитальных вложений. Для улучшение санитарно – гигиенической обстановки, оздоровления населения и безопасного проживания на территории ЗАТО Михайловский важным мероприятием является: - подключение группы домов к центральной канализации; - модернизация внешнего водоснабжения из р.Большой Иргиз, две нити водовода от водозаборных до водоочистных сооружений.
Жилищный фонд
Остроту проблемы обеспечения жильем населения за период 2005-2012 гг. удалось несколько снизить. Однако жилищная проблема остается актуальной для ЗАТО Михайловский. Жилищный фонд стареет, и требуется увеличение затрат на его содержание и ремонт. Для улучшения жилищных условий населения и рабочих и служащих градообразующего предприятия, улучшения технического состояния жилищного фонда и решения жилищной проблемы необходимо развитие строительства жилья и проведение капитального ремонта. В 2006 году было начато строительство поликлиники. Выполнены работы по устройству фундаментов, кладке стен первого этажа и монтаж плит перекрытия. В соответствии с распоряжениями Правительства РФ № 1165 от 21.08.2006г. и № 1745 от 16.12.2006 г. объемы незавершенного строительства по поликлинике передавались в Федеральное Медико-биологическое Агентство. Завершение строительства объекта должно осуществлять ФМБА России, однако ФМБА России от предложения отказалось без обоснования причин. Администрацией ЗАТО Михайловский принято решение с целью недопущения разрушения незавершённого строительством объекта провести реконструкцию недостроенного блока ФАП под одноэтажный жилой дом с заселением в него работников бюджетных муниципальных учреждений.
Транспорт и транспортная инфраструктура
Основным видом транспорта на территории ЗАТО Михайловский осуществляющим перевозки пассажиров, является автомобильный. Интенсивность транспортного потока год от года возрастает. Растет число транспортных средств, находящихся в собственности граждан. Отсутствие системного капитального ремонта дорог приводит к ухудшению дорожной ситуации, повышению уровня аварийности, невозможности эвакуации при возникновении ЧС.
III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗАТО МИХАЙЛОВСКИЙ, РЕШАЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫНа основании анализа количественных и качественных данных о процессах социально-экономического развития ЗАТО Михайловский можно выделить следующие ключевые проблемы, на решение которых должны быть направлены совместные усилия органов местного самоуправления ЗАТО Михайловский, городского сообщества, хозяйствующих субъектов и предпринимателей, а так же территориальных подразделений органов государственной власти: 1. Монопрофильность экономики. Зависимость жизни значительной части населения и доходов бюджета ЗАТО Михайловский от деятельности одного предприятия создает высокие риски для устойчивого социально – экономического развития городского округа. Эти риски проявляются в том, что даже незначительные колебания в деятельности градообразующего предприятия могут создавать для городского округа и городского сообщества существенные финансовые и социальные проблемы. 2. Закрытость ЗАТО Михайловский. Закрытость ЗАТО Михайловский является одним из препятствий для привлечения на его территорию новых видов деятельности, новых бизнесов, новых технологий и форматов работы, новых капиталов, новых человеческих ресурсов (особенно в сферы, не связанные с химической промышленностью). 3. Вывоз капитала за границы городского округа. Сложившийся в настоящий момент формат участия пос.Михайловский в деятельности Саратовской области приводит к тому, что от трети до половины финансовых ресурсов жителей городского округа вывозятся за пределы ЗАТО Михайловский, более 10% трудоспособного населения работает за границами городского округа и платит там налоги. Встречные потоки незначительны. В результате, частично человеческий и финансовый капитал вывозится из городского округа и не работает на развитие и повышение качества жизни в ЗАТО Михайловский. 4. Высокий износ инженерных инфраструктур. Высокий износ инженерных инфраструктур (в первую очередь, в части водоснабжения) создают ограничения по возможности подключения новых потребителей, что является сдерживающим фактором как жилищного, так и промышленного строительства, тормозит развитие новых видов деятельности, снижает привлекательность ЗАТО Михайловский для ведения бизнеса.
IV. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ Цель развития ЗАТО Михайловский: создание благоприятной среды для развития производственной деятельности, достижение высокого уровня благосостояния населения. Настоящая «Программа социально-экономического развития ЗАТО Михайловский на 2014-2016гг.» является инструментом реализации стратегии развития ЗАТО и направлена на координацию действий органов местного самоуправления ЗАТО Михайловский по реализации стратегических направлений развития. Вместе с тем сама программа, как управленческий документ, направлена на достижение следующей цели: - обеспечение устойчивого развития экономики и социальной сферы, модернизация инженерных инфраструктур для повышения уровня и качества жизни населения.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы предполагает выполнение ряда мероприятий и проектов, направленных на решение поставленных задач в соответствии с выработанными политиками. Проекты и мероприятия включают комплекс организационных, экономических и правовых мер, необходимых для достижения поставленных целей и решения задач Программы. Выполнение проектов и программных мероприятий согласовано по срокам и осуществляется поэтапно. Реализация Программы не требует изменения и дополнения существующего законодательства. Модификация нормативно-правовой базы в 2014-2016 годах будет направлена на повышение эффективности муниципального управления, а также выполнение требований федерального и регионального законодательства. При реализации Программы предполагается привлечение средств бюджетов разных уровней, выделяемых в рамках целевого финансирования, и внебюджетных средств. Связь «Программы социально-экономического развития ЗАТО Михайловский на 2014 ‑ 2016 годы» с бюджетным процессом осуществляется посредствам документов программно-целевого планирования (долгосрочных целевых и адресных программ). Для участия в реализации федеральных и областных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программе и других формах поддержки из федерального и областного бюджета в целях получения межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджета. Администрация ЗАТО Михайловский вправе принимать и иные документы в соответствии с требованиями федеральных и областных правовых актов . VI. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИУправление Программой социально-экономического развития ЗАТО Михайловский Саратовской области на 2014-2016 годы осуществляется на основе принципов: - согласованности и комплексности решения муниципальных задач; - увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов; - установления приоритетов и последовательности в решении социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных, экологических и других важных для ЗАТО Михайловский задач с целью устойчивого развития ЗАТО, улучшение качества и повышение уровня жизни населения; - достижения конкретного конечного результата и получения необходимых социальных, экономических и экологических эффектов. Основной задачей системы управления Программой является обеспечение достижения целей Программы оптимальным путем с учётом изменения условий выполнения Программы (сроки, исполнители, ресурсы). Организационная структура управления Программой показана на рис. 6.1. Руководителем Программы является Глава закрытого административно-территориального образования Михайловский Саратовской области (далее Глава ЗАТО Михайловский). Руководитель Программы осуществляет общее руководство всем комплексом работ по формированию и реализации Программы, несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы. Руководитель Программы, с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств ежегодно, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Рис. 6.1. Организационная структура системы управления Программой.
Текущее управление Программой координирует Глава администрации ЗАТО Михайловский, являющийся заместителем Руководителя Программы. Заместитель Руководителя Программы взаимодействует и привлекает структуры, занимающиеся вопросами социально-экономического развития ЗАТО Михайловский. Взаимодействие определяется характером решаемых задач, необходимостью коллегиальной проработки решений и согласования интересов всех задействованных в Программе организаций. Периодический контроль и постоянный мониторинг хода выполнения мероприятий Программы осуществляет аналитическая группа под руководством заместителя Руководителя Программы. Аналитическая группа выполняет следующие функции: - сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий; - мониторинг результатов реализации программных мероприятий; - организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям; - подготовка информации для принятия решений и оперативного управления реализацией Программы. - организация и (или) проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей программных мероприятий; - отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий. Структурные подразделения администрации ЗАТО Михайловский ежегодно подготавливают отчеты о реализуемых мероприятиях. Отчеты должны содержать: - сведения о результатах реализации Программы за отчетный год; - данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств из различных источников (бюджетов всех уровней и внебюджетных источников); - сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы; - сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при утверждении Программы; - информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; - сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства; - оценку эффективности результатов реализации Программы; - оценку влияния фактических результатов реализации Программы на различные сферы экономики ЗАТО Михайловский.
VII. ИНДИКАТОРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
|
|